Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро» был написан в 1950-е годы и повествует историю тринадцатилетнего мальчишки, заблудившегося в глухом лесу, но сумевшего выжить. Не всякий взрослый мог бы выжить в таких условиях, а Васютке удалось продержаться пять дней и найти путь домой. Как же он смог выжить в тайге и добраться до дома целым и невредимым? Васютка вырос среди местных рыбаков и хорошо знал законы природы. Он умел отличить озерную рыбу от речной, узнавать птицу по крику, дерево по листочкам. Фактически, он рос в гармонии с природой и это ему пригодилось. В тайгу Васютка попал случайно, когда шишки на кедровых деревьях закончились, и ему захотелось набрать лесных орешков. Он часто собирал орешки для рыбацкой бригады отца, а те в свою очередь его хвалили. Без ружья он в тайгу не ходил, а также без спичек и ножа. Все эти атрибуты ему впоследствии очень пригодились. Спичками он разводил костер по вечерам, а ножом оставлял на деревьях насечки, чтобы не потерять путь домой и разделывал дичь. Увлекшись охотой на глухаря, который был редкой добычей в этих краях, Васютка заплутал и не нашел «своих» деревьев. Именно из-за этого он оказался вдали от дома в глухой и холодной тайге. Благо матушка положила с ним в дорогу краюшку хлеба, иначе совсем бы пропал. В целом, этому герою нравилось бродить по лесу, он мог часами разговаривать с деревьями, птицами и звездами. Но на этот раз Васютка и сам здорово запаниковал, хотя духом не упал. Оказавшись в опасной ситуации, он смог взять себя в руки и рассуждать здраво. Он вспоминал советы и рассказы взрослых, чтобы сориентироваться в местности. К счастью Васютка набрел на озеро, полное рыбы и непуганой дичи. Приглядевшись, он понял, что эта рыба не озерная, а речных видов, а значит, озеро проточное и наверняка выведет его к Енисею. Так оно и вышло. На пятый день мальчика подобрал рыбосборочный катер и привез домой. Капитан катера был знакомым его отца и знал, что Васютку уже который день всем селом в тайге ищут. После своего чудесного он повел всю рыбацкую бригаду к заповедному озеру с рыбой. Так это озеро в народе и прозвали Васюткиным озером, а позже отметили его на районной карте. В этом рассказе чувствуется, что автор гордится своим героем, не потерявшим самообладание в суровых условиях. Знание таежных законов и умение прислушиваться к советам старших сделали свое дело. Именно благодаря тем навыкам, которые ему были привиты с детства, Васютка смог выжить в бескрайней тайге. Ну и, конечно же, сила характера, которая дана, увы, не каждому, сыграла не последнюю роль. Этот тринадцатилетней мальчишка даже в самой трудной ситуации смог не растеряться, за что и получил достойную награду – озеро, названное его именем.
Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе
Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие, осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы, чтение по ролям.
46
Вн. чт. Юмор и сатира в творчестве Чехова.
Особенности юмористических рассказов Чехова. Приемы создания комического в рассказах.
Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение, защита иллюстрации, анализ худ. текста. Худ. пересказ, чтение в лицах, инсценирование
47
Ф.И. Тютчев – великолепный певец природы.
НРК
Слово о поэте, стихотворения Тютчева о временах года: «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной..». Музыка стиха.
Чтение стихотворений и полноценное их восприятие, ответы на вопросы, сопоставление произведений худ. лит-ры, принадлежащих к одному жанру. ответить на вопрос: почему весна символизирует расцвет природы и сил человека, лето – зрелость, осень – увядание, зима – финал, конец, умирание? Устное словесное рисование.
48
И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе.
НРК
Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие, ответы на вопросы, анализ текста. Анализ текста. ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа?
49
В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье - Вено. Вася и его отец.
Образ серого, сонного города и его роль в создании настроения повести. Страдания судьи и муки его сына. Вася – «дикое деревце»
Чтение статьи о писателе, осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту, комментированное чтение рассказа. Комментированное чтение главы «Я и мой отец». ответить на вопрос: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и отцом, устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке»
50
Контраст судеб героев повести. Счастье дружбы в повести.
Две семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Серый камень-символический образ мира, беспощадного к людям.
Рассказ о писателе, пересказ, близкий к тексту, выразительное чтение заключительной сцены, сопоставительный анализ образов героев. ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи?
51
Контрольная работа. Анализ эпизода из повести «В дурном обществе»
Границы эпизода. Его место в повести. Роль в структуре произведения
Анализ эпизодов
52
С.А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина.
НРК
Краткий рассказ о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». Своеобразие языка есенинской лирики.
Чтение статьи о поэте, чтение стих-ий , их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение Выразительное чтение
53
П. П. Бажов.«Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
Краткий рассказ о писателе.
Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка
Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, чтение по ролям, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, анализ текста.
Составление характеристики героев
54
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказы «Заячьи лапы», «Теплый хлеб»
Краткий рассказ о писателе. Природа и человек в рассказах.
С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»
Краткий рассказ о писателе. Своеобразие пьесы-сказки. Драма как род литературы. Первая картина сказки: знакомство с героями пьесы.
Чтение статьи, выборочное чтение отдельных сцен, ответы на вопросы, устное словесное рисование, чтение по ролям. Чтение по ролям, устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи)
56
Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами»
Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. Традиции народных сказок в пьесе Маршака.
Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, чтение по ролям, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, анализ текста. Устное словесное рисование, инсценирование.
В тайгу Васютка попал случайно, когда шишки на кедровых деревьях закончились, и ему захотелось набрать лесных орешков. Он часто собирал орешки для рыбацкой бригады отца, а те в свою очередь его хвалили. Без ружья он в тайгу не ходил, а также без спичек и ножа. Все эти атрибуты ему впоследствии очень пригодились. Спичками он разводил костер по вечерам, а ножом оставлял на деревьях насечки, чтобы не потерять путь домой и разделывал дичь. Увлекшись охотой на глухаря, который был редкой добычей в этих краях, Васютка заплутал и не нашел «своих» деревьев.
Именно из-за этого он оказался вдали от дома в глухой и холодной тайге. Благо матушка положила с ним в дорогу краюшку хлеба, иначе совсем бы пропал. В целом, этому герою нравилось бродить по лесу, он мог часами разговаривать с деревьями, птицами и звездами. Но на этот раз Васютка и сам здорово запаниковал, хотя духом не упал. Оказавшись в опасной ситуации, он смог взять себя в руки и рассуждать здраво. Он вспоминал советы и рассказы взрослых, чтобы сориентироваться в местности. К счастью Васютка набрел на озеро, полное рыбы и непуганой дичи.
Приглядевшись, он понял, что эта рыба не озерная, а речных видов, а значит, озеро проточное и наверняка выведет его к Енисею. Так оно и вышло. На пятый день мальчика подобрал рыбосборочный катер и привез домой. Капитан катера был знакомым его отца и знал, что Васютку уже который день всем селом в тайге ищут. После своего чудесного он повел всю рыбацкую бригаду к заповедному озеру с рыбой. Так это озеро в народе и прозвали Васюткиным озером, а позже отметили его на районной карте.
В этом рассказе чувствуется, что автор гордится своим героем, не потерявшим самообладание в суровых условиях. Знание таежных законов и умение прислушиваться к советам старших сделали свое дело. Именно благодаря тем навыкам, которые ему были привиты с детства, Васютка смог выжить в бескрайней тайге. Ну и, конечно же, сила характера, которая дана, увы, не каждому, сыграла не последнюю роль. Этот тринадцатилетней мальчишка даже в самой трудной ситуации смог не растеряться, за что и получил достойную награду – озеро, названное его именем.
Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе
Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие, осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы, чтение по ролям.
46
Вн. чт. Юмор и сатира в творчестве Чехова.
Особенности юмористических рассказов Чехова. Приемы создания комического в рассказах.
Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение, защита иллюстрации, анализ худ. текста. Худ. пересказ, чтение в лицах, инсценирование
47
Ф.И. Тютчев – великолепный певец природы.
НРК
Слово о поэте, стихотворения Тютчева о временах года: «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной..». Музыка стиха.
Чтение стихотворений и полноценное их восприятие, ответы на вопросы, сопоставление произведений худ. лит-ры, принадлежащих к одному жанру. ответить на вопрос: почему весна символизирует расцвет природы и сил человека, лето – зрелость, осень – увядание, зима – финал, конец, умирание? Устное словесное рисование.
48
И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе.
НРК
Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие, ответы на вопросы, анализ текста. Анализ текста. ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа?
49
В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье - Вено. Вася и его отец.
Образ серого, сонного города и его роль в создании настроения повести. Страдания судьи и муки его сына. Вася – «дикое деревце»
Чтение статьи о писателе, осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту, комментированное чтение рассказа. Комментированное чтение главы «Я и мой отец». ответить на вопрос: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и отцом, устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке»
50
Контраст судеб героев повести. Счастье дружбы в повести.
Две семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Серый камень-символический образ мира, беспощадного к людям.
Рассказ о писателе, пересказ, близкий к тексту, выразительное чтение заключительной сцены, сопоставительный анализ образов героев. ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи?
51
Контрольная работа. Анализ эпизода из повести «В дурном обществе»
Границы эпизода. Его место в повести. Роль в структуре произведения
Анализ эпизодов
52
С.А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина.
НРК
Краткий рассказ о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». Своеобразие языка есенинской лирики.
Чтение статьи о поэте, чтение стих-ий , их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение Выразительное чтение
53
П. П. Бажов.«Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
Краткий рассказ о писателе.
Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка
Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, чтение по ролям, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, анализ текста.
Составление характеристики героев
54
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказы «Заячьи лапы», «Теплый хлеб»
Краткий рассказ о писателе. Природа и человек в рассказах.
Чтение статьи, краткий пересказ, устное словесное рисование, комментирование худ. текста.
55
С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»
Краткий рассказ о писателе. Своеобразие пьесы-сказки. Драма как род литературы. Первая картина сказки: знакомство с героями пьесы.
Чтение статьи, выборочное чтение отдельных сцен, ответы на вопросы, устное словесное рисование, чтение по ролям. Чтение по ролям, устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи)
56
Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами»
Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. Традиции народных сказок в пьесе Маршака.
Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, чтение по ролям, устное словесное рисование, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, анализ текста. Устное словесное рисование, инсценирование.