запорожская сечь - оплот казачества. произведение прославляет запорожскую сечь, которая была той вольницей, где рождались сильные, свободолюбивые натуры. могучая запорожская сечь стала центром борьбы казачества против многочисленных врагов украинского народа. на широких степных просторах находила себе применение отвага и удаль казаков, их мужество и жажда бранных подвигов. украина перестала быть беззащитной. было теперь кому за нее заступиться. но именно поэтому польское панство так ненавидело запорожскую сечь.
Солдат (служивый) — умный и хитрый персонаж ряда народных сказок. обычно сказка начинается с того, что солдат прекращает свою службу в связи с побывкой, отставкой или дезертирством. служба солдата царю в сказках обычно сводится к стоянию на часах. прямым начальником солдата оказывается генерал. формирование, в котором служит солдат называется либо полком, либо ротой. в случае непослушания солдат бьют палками (в россии практиковалось для нерадивых солдат в 1701 — 1864 годах). по пути домой он заходит в кабак(где выпивает чарку водки), останавливается на ночлег, где сталкивается с нечистой силой (чёрт) и вступает с ней в поединок. заменой ночлега может быть квартирование в походе или работа на барина (помещика) в качестве батрака после отставки. в сказке часто упоминается, что солдат служил 25 лет и заработал синий билет[1]. иногда упоминается имя солдата — андрей[2] часто солдат побеждает противника с хитрости и смекалки. случается, что поединок приобретает форму игры в карты, где на кон ставится душа солдата. иногда хитрость солдата проявляется и без присутствия нечистой силы (каша из топора). также существует сюжет о путешествии солдата на «тот свет». поднявшись на лестнице, он оказывается в раю, но привратники святые петр и павел его отправляют обратно. в аду он встречает бесов[3]. солдат одет в мундир (шинель), фуражку и сапоги. за плечами у него ранец. вооружен он ружьем (иногда) и тесаком. солдат имеет крученые усы и курит трубку. едой ему служат сухари. в мировой существует аналог (прототип? ) сказки про солдата — «огниво» (дат. fyrtøiet, ганс-христиан андерсен, 1835 год) для обозначения солдата в разговорном украинском языке применяется слово "москаль"[4], имеющее ироничный оттенок.
запорожская сечь - оплот казачества. произведение прославляет запорожскую сечь, которая была той вольницей, где рождались сильные, свободолюбивые натуры. могучая запорожская сечь стала центром борьбы казачества против многочисленных врагов украинского народа. на широких степных просторах находила себе применение отвага и удаль казаков, их мужество и жажда бранных подвигов. украина перестала быть беззащитной. было теперь кому за нее заступиться. но именно поэтому польское панство так ненавидело запорожскую сечь.