Людовит Велислав Штур (словацк. Ľudovít Štúr, в своё время известный как словацк. Ludevít Velislav Štúr; 29 октября 1815, Угровец у Бановец-над-Бебравой — 12 января 1856, Модра близ Братиславы) — словацкий поэт, филолог, общественный деятель. Был идеологом словацкого национального возрождения в XIX веке, автор словацкого языкового стандарта, в конечном счете приведшего к современному словацкому литературному языку, организатор словацких революционных кампаний в течение Революции 1848—1849 годов в Венгрии, депутат парламента Королевства Венгрии, политический деятель, поэт, журналист, издатель, преподаватель, философ и лингвист.
В середине XIX века благодаря усилиям словацкой протестантской интеллигенции в лице Людовита Штура, Йозефа Гурбана и Михала Годжи был кодифицирован и введен в жизнь новый вариант литературного словацкого языка, названный впоследствии «штуровщиной». Его исходной базой является «центральнословацкий культурный интердиалект». Новый литературный язык, в отличие от бернолаковщины, представляет собой систему центральнословацкого типа. В 1844 г. на нем были опубликованы первые произведения, с 1845 по 1848 г. издавалась «Словацкая народная газета». В 1846 г. вышли в свет основные лингвистические труды Л. Штура («Словацкое наречие, или необходимость писать на этом наречии», «Наука словацкого языка»). Нормы штуровского литературного языка в большей мере, чем языка бернолаковского, соответствовали живой народно-разговорной речи словаков.
В литературно-эстетических воззрениях абсолютизировал фольклор как выражение национального духа и национальной культурной традиции («О народных песнях и повестях племен славянских», 1853). В поэзии разрабатывал жанры патриотической лирики и эпики (сб. «Лирика и песни», 1853, поэмы «Святобой», «Матуш из Тренчина», обе — 1853)
Эпитеты: свободная стихия, волны голубые, гордою красой, ропот заунывный, прощальный час, грустный и призывный шум, я тихий и туманный, Глухие звуки, вечерний час и т. д. Инверсия (Обратный порядок слов) : Услышал я; Моей души; Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег; остался я и т. д. Олицетворение (неживому свойства живого) : Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы. Сравнение: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим. ; Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час.
В середине XIX века благодаря усилиям словацкой протестантской интеллигенции в лице Людовита Штура, Йозефа Гурбана и Михала Годжи был кодифицирован и введен в жизнь новый вариант литературного словацкого языка, названный впоследствии «штуровщиной». Его исходной базой является «центральнословацкий культурный интердиалект». Новый литературный язык, в отличие от бернолаковщины, представляет собой систему центральнословацкого типа. В 1844 г. на нем были опубликованы первые произведения, с 1845 по 1848 г. издавалась «Словацкая народная газета». В 1846 г. вышли в свет основные лингвистические труды Л. Штура («Словацкое наречие, или необходимость писать на этом наречии», «Наука словацкого языка»). Нормы штуровского литературного языка в большей мере, чем языка бернолаковского, соответствовали живой народно-разговорной речи словаков.
В литературно-эстетических воззрениях абсолютизировал фольклор как выражение национального духа и национальной культурной традиции («О народных песнях и повестях племен славянских», 1853). В поэзии разрабатывал жанры патриотической лирики и эпики (сб. «Лирика и песни», 1853, поэмы «Святобой», «Матуш из Тренчина», обе — 1853)
Инверсия (Обратный порядок слов) : Услышал я; Моей души; Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег; остался я и т. д.
Олицетворение (неживому свойства живого) : Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы.
Сравнение: Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим. ; Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час.