В. шаламов «воскрешение лиственницы».сделайте анализ
мы суеверны. мы требуем чуда. мы придумываем себе символы и этими символами
живем.
человек на дальнем севере ищет выхода своей чувствительности — не разрушенной, не
отравленной десятилетиями жизни на кольме. человек посылает авиапочтой посылку: не
книги, не фотографии, не стихи, а ветку лиственницы, мертвую ветку живой природы.
этот странный подарок, иссушенную, продутую ветрами самолетов, мягую, изломанную
в почтовом вагоне, светло-коричневно, жесткую, костистую северную ветку северного дерева
ставят в воду.
ставят в консервную банку, налитую злой хлорированной обеззараженной московской
водопроводной водой, водой, которая сама, может, и рада засушить все живое, — московская
мертвая водопроводная вода.
лиственницы серьезней цветов. в этой комнате много цветов, ярких цветов. здесь ставят
букеты черемухи, букеты сирени в горячую воду, расщепляя ветки и окуная их в кипяток.
лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой. лиственница жила ближе к черной
речке, чем все эти цветы, все эти ветки — черемухи, сирени.
это понимает хозяйка. понимает это и лиственница.
повинуясь страстной человеческой воле, ветка собирает все силы — и
духовные, ибо нельзя ветке воскреснуть только от сил: московского тепла,
хлорированной воды, равнодушной стеклянной банки. в ветке разбужены иные, тайные силы.
проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного
скипидарного запаха, слабого, тонкого, нового запаха. в жесткой деревянной коже открылись и
выступили явственно на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои. сделайте анализ произведения от себя
отличительная черта натуры кирибеевича — желание покрасоваться, “нарядом похвастаться”, “показать удальство своё”. рабская натура, угодничество кирибеевича в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. алёну дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет её независимость, безразличие к нему, “царскому опричнику”:
у ворот стоят у тесовыхкрасны девушки да молодушки,и любуются, глядя, перешёптываясь,лишь одна не глядит, не любуется,полосатой фатой закрывается.
соблазняя алёну дмитриевну, кирибеевич прельщает её завидным положением, богатством: “станут все тебе завидовать…” слова кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца.
как и положено опричнику, кирибеевич лишён честного имени — он “бусурманский сын”, без роду, без племени, не случайно лермонтов величает калашникова по имени-отчеству, а кирибеевича — только кирибеевичем.
вместе с тем кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в калашникове, есть удалое начало.
«песня…» — ответ лермонтова бескровной, ничтожной современности. белинский справедливо заметил: “поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его жизни перенёсся в прошедшее”. но и в современной лермонтову действительности были те, кто “жадною толпой” стояли у трона, были и “невольники чести”. в достойную великую эпоху, как и в “железный” девятнадцатый век, как и в наше время, конфликт чести и бесчестия, независимой гордой личности и “лукавого рабства” не утрачивает своей остроты.