Все повести, вошедшие в цикл Петербургских повестей, объединены единством замысла и идеи. Через все повести яркой линией проходит образ столицы. Надо отметить, что образ Петербурга как столицы русского государства фигурировал во многих произведениях 30-х годов XIX века. Даже в стихах поэтов XVIII века воспевалась неувядаемая сила Петербурга, символизирующего могущество России. Гоголь подошел к образу столицы с иного аспекта. Эта тема была рассмотрена Гоголем с сатирических позиций. Внешний вид столицы менее его интересовал, чем образы ее обитателей, которые остаются в центре внимания писателя во всех повестях цикла. Цикл повестей открывает «Невский проспект», но описание самой улицы в нем отсутствует: перед читателем предстает улица-выставка, на котором показываются обитатели столицы, принадлежащие разным слоям столичного общества. На Невском проспекте люди ценятся по одежке, по внешнему виду, так как они являются показателями социального статуса человека, а личные качества, честь, достоинство, талант и на втором плане. Поэтому этот мир обманчив, за внешней привлекательностью скрываются обман и пошлость, призрачность и продажность. Автор призывает не верить Невскому проспекту, и эта мысль поддерживается во всех других произведениях цикла. Трагична судьба молодого и талантливого художника Чарткова в повести «Портрет». Встав на путь легкой наживы, он утрачивает свой талант. Гоголь фокусирует внимание на той мысли, что власть денег безнадежно портит людей, развращает их и тем самым уничтожает искусство. Заключительной повестью цикла повестей является знаменитая «Шинель», в которой автор продолжает широко распространившуюся к этому периоду в русской литературе традицию изображения «маленького» человека в качестве главного персонажа произведения. Героем произведения является мелкий чиновник-неудачник Акакий Акакиевич. Показывая нелегкую жизнь этого чиновника, автор не имел и малейшего желания посмеяться над ним, наоборот, он выступает с обвинением в адрес общества, тех порядков в нем, которые нравственно уродуют человека. В своих произведениях Гоголь объективно зовет читателей на борьбу за человеческие права. Вместе с тем писатель выступил маяком не только для многих начинающих писателей, но и достаточно известных, направив их по руслу натуральной школы.
Задание №1
Вам нужно указать героя, который описан в каждом из отрывков.
1. Воитель смелый,
Мечом раздвинувший пределы
Богатых киевских полей.
Рогдай
2. Ясный вид,
Спокойный взор, брада седая,
За древней книгой он сидит.
3. Крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей.
4. Он звезды сводит с небосклона,
Он свистнет – задрожит луна;
Но против времени закона
Его наука не сильна.
5. Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина.
6. На друга милого глядит,
Вздыхает, сердится, горит
И, щипля ус от нетерпенья,
Считает каждые мгновенья.
Задание № 2
В каждом из отрывков спрятан какой – то предмет. Вам нужно угадать какой же это предмет, опираясь на текст.
1. А девушке в семнадцать лет
Какая шапка не пристанет!
2. Лазурный, пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан.
3. И мёд из тяжкого станка
За их здоровье выпивал.
4. Покрылись кудри золотые,
И грудь, и плечи молодые
… , прозрачной, как туман
5. Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук.
6. К ногам красавицы надменной
Принёс я меч окровавленный,
коралы, злато и жемчуг.
Задание № 3
ответы на вопросы будут содержать числа.
– Сколько прелестных дев окружало Ратмира на скалах?
– Сколько богатырей “чредой из вод выходят ясных”?
– Сколько лет жил Финн в пещере?
– Сколько дней Фарлаф якобы боролся с лешим за Людмилу?
– Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду Черномора?
– Сколько лет Людмиле?
1) 12
2)30
3)20
4)3
5)2
6) 17