"Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему." Легенда о двух семечках несет большую смысловую нагрузку. В описании деревьев, тесно связанных друг другом, страдающих от злого ветра, мы можем видеть намек на судьбы сирот - брата и сестры Митраши и Насти, вынужденных самостоятельно заботиться о своем быте и пропитании. У камня, под которым когда-то проросли два семечка, происходит ссора детей. Их пути разделились, что чуть не привело к беде. А ведь Пришвин предварял рассказ об их ссоре упоминанием, как деревья борются за свой путь к солнцу. Но ель и сосна при этом крепко сплелись корнями. Вот и детям не надо было разъединяться. Деревья пытаются рычанием и ворчанием их остановить, но - тщетно! А описанный Пришвиным стон деревьев, похожий на плачь ребенка? Да ведь он и станет Ветер глушил голоса детей, но на этот жалобный стон встревоженных деревьев прибежала знакомая детям Травка, собака умершего лесника Антипыча. Благодаря ей и своей смекалке, Митраша смог выбраться из болота и вся история имела счастливый конец. Описывая в легенде ель и сосну, писатель представляет их живыми существами. Эта легенда является важным элементом повествования: украшает и связывает в нем сказку и быль.
В изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено прежде всего различием поэтических темпераментов этих авторов. Тютчев — поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее е систему философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания была продиктована страсть Тютчева к олицетворению. В поздней лирике Тютчев осознает, что человек является созданием природы, ее вымыслом. Природа видится ему как хаос, внушающий поэту страх. Над ней не властен разум, и поэтому во многих стихотворениях Тютчева появляется антитеза вечности мироздания и мимолетности человеческого бытия. Совершенно иные отношения с природой у лирического героя Фета. Он не стремится “подняться” над природой, анализировать ее с позиции разума. Лирический герой ощущает себя органичной частью природы. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета. Для Фета природа является естественной средой. Для лирического героя Тютчева характерно восприятие любви как страсти. В стихотворении “Я очи знал, - о, эти очи! ” это реализуется в словесных повторах (“страстной ночи”, “страсти глубина”). Для Тютчева минуты любви - “чудные мгновенья”, которые превносят в жизнь смысл Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями (“Шепот, робкое дыханье... ”) Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в времени (“Я очи знал, - о, эти очи! ”, “Я встретил вас- и все былое... ”). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично. У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично. Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план. Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.
Легенда о двух семечках несет большую смысловую нагрузку.
В описании деревьев, тесно связанных друг другом, страдающих от злого ветра, мы можем видеть намек на судьбы сирот - брата и сестры Митраши и Насти, вынужденных самостоятельно заботиться о своем быте и пропитании.
У камня, под которым когда-то проросли два семечка, происходит ссора детей. Их пути разделились, что чуть не привело к беде. А ведь Пришвин предварял рассказ об их ссоре упоминанием, как деревья борются за свой путь к солнцу. Но ель и сосна при этом крепко сплелись корнями. Вот и детям не надо было разъединяться. Деревья пытаются рычанием и ворчанием их остановить, но - тщетно!
А описанный Пришвиным стон деревьев, похожий на плачь ребенка? Да ведь он и станет Ветер глушил голоса детей, но на этот жалобный стон встревоженных деревьев прибежала знакомая детям Травка, собака умершего лесника Антипыча. Благодаря ей и своей смекалке, Митраша смог выбраться из болота и вся история имела счастливый конец.
Описывая в легенде ель и сосну, писатель представляет их живыми существами. Эта легенда является важным элементом повествования: украшает и связывает в нем сказку и быль.
Совершенно иные отношения с природой у лирического героя Фета. Он не стремится “подняться” над природой, анализировать ее с позиции разума. Лирический герой ощущает себя органичной частью природы. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета. Для Фета природа является естественной средой.
Для лирического героя Тютчева характерно восприятие любви как страсти. В стихотворении “Я очи знал, - о, эти очи! ” это реализуется в словесных повторах (“страстной ночи”, “страсти глубина”). Для Тютчева минуты любви - “чудные мгновенья”, которые превносят в жизнь смысл
Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями (“Шепот, робкое дыханье... ”)
Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в времени (“Я очи знал, - о, эти очи! ”, “Я встретил вас- и все былое... ”). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично.
У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично.
Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план.
Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.