Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер. Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность (что было связано с традицией средневекового рыцарского романа) , а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты. Наряду с этим, в поэме начинают прорисовываться центральные персонажи (или один персонаж, что было характерно для произведений писателей-романтиков) как самостоятельные личности, а не просто выхваченные из исторического потока расплывчатые фигуры.
Герой поэмы "Медный всадник" Евгений – порождение "петербургского" периода русской истории. Это "маленький" человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.
…я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом (параллель с Наполеоном) , но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков (он решает исторические задачи, не заботясь о судьбах людей) , а Евгений смотрит на дом любимой. И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека. Он – антипод "кумира на бронзовом коне", у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он печалиться, мечтать, мучаться. Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей (включая самого Евгения как будущего жителя Петербурга) , а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.
Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. когда он подошёл поближе, то увидел, что тот берег с песка морские звёзды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. морские звёзды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.
-Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду?- спросил он мальчика, подходя поближе.
-прилив начнётся только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут,- ответил малыш, не прерывая своего занятия.
-но ты оглянись и посмотри вокруг,на берег выкинуты тысячи морских звёзд, неужели ты полагаешь ,что можешь что-то изменить своими действиями?
мальчик поднял следующую морскую звезду и, бросив её в море произнёс:
_да, я могу изменить очень многое... для этой звезды!
старец ничего не сказал в ответ, отошёл в сторону и подумал. ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. тот, кто ждёт возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает. а надо не ждать, а учится проявлять милосердие в мелочах.
Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер. Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность (что было связано с традицией средневекового рыцарского романа) , а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты. Наряду с этим, в поэме начинают прорисовываться центральные персонажи (или один персонаж, что было характерно для произведений писателей-романтиков) как самостоятельные личности, а не просто выхваченные из исторического потока расплывчатые фигуры.
Герой поэмы "Медный всадник" Евгений – порождение "петербургского" периода русской истории. Это "маленький" человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.
…я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом (параллель с Наполеоном) , но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков (он решает исторические задачи, не заботясь о судьбах людей) , а Евгений смотрит на дом любимой. И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека. Он – антипод "кумира на бронзовом коне", у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он печалиться, мечтать, мучаться. Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей (включая самого Евгения как будущего жителя Петербурга) , а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.
Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. когда он подошёл поближе, то увидел, что тот берег с песка морские звёзды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. морские звёзды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.
-Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду?- спросил он мальчика, подходя поближе.
-прилив начнётся только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут,- ответил малыш, не прерывая своего занятия.
-но ты оглянись и посмотри вокруг,на берег выкинуты тысячи морских звёзд, неужели ты полагаешь ,что можешь что-то изменить своими действиями?
мальчик поднял следующую морскую звезду и, бросив её в море произнёс:
_да, я могу изменить очень многое... для этой звезды!
старец ничего не сказал в ответ, отошёл в сторону и подумал. ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. тот, кто ждёт возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает. а надо не ждать, а учится проявлять милосердие в мелочах.