При создании семьи Курагиных Толстой использует прием антитезы (противопоставления). Это семейство только к разрушению. Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и Андрея. Элен едва не разбивает жизнь Пьера, опутывая его ложью и фальшью. Курагины лживы, эгоистичны и хладнокровны. Позор сватовства все они переносят легко — Анатоль лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только однажды изменит им их «выдержка»: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие – это равнодушное отношение ко всем, кроме себя. Анатоль – это щеголь с прирожденным добродушно-победительным выражением лица. В обращении с женщинами у него была манера презрительного сознания своего превосходства. Но внешняя напыщенность и важность, красота лица Анатоля и плеч Элен лишь компенсировали отсутствие ума у обоих. Их душевную черствость и подлость разоблачит Пьер, который ярко подметит: «Где вы, там разврат и зло». Курагины далеки от идеала толстовской семьи. Что Василий, что Анатоль и Элен – все озабочены только собой, не думают друг о друге, нет между ними духовного единения.
Все в их семье противоположно семье Болконских. В доме последних доверительная, домашняя атмосфера и искренние слова: «душенька», «дружок», «мой друг». Василь Курагин тоже называет дочь «милое дитя мое», но это неискренне, а потому и уродливо.
Городничий (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский) – глава уездного города, в котором происходит действие комедии. Г. – «постаревший на службе и очень не глупый, по-своему, человек…Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов». В начале пьесы Г. получает и зачитывает своим подчиненным письмо, в котором сообщается «пренеприятнейшее известие»: «К нам едет ревизор». Эта весть сильно испугала чиновников. Г. в страхе отдает приказание «обустроить» город к приезду ревизора (выгнать лишних больных из больницы, привести в надлежащий вид преподавателей в училищах, прикрыть заборами недостроенные здания и т.д.) Он предполагает, что ревизор «приехал и живет где-нибудь инкогнито». Помещики Добчинский и Бобчинский находят этого «инкогнито» в лице ничего не подозревающего мелкого чиновника Хлестакова. Однажды поверившего в то, что Хлестаков и есть ревизор, Г. ничто не может разубедить в этом. Он не слышит испуганного лепета Хлестакова в трактире. Позже он верит во все, даже самые фантастические враки, лже-ревизора («что, если хоть одна половина, из того, что он говорил, правда?») Такова сила раболепства Г. перед вышестоящим чиновником. Когда Хлестаков посватался к дочери Г., Марье Антоновне, чиновник начал размышлять о выгодах родства с «важным лицом»: «А, черт возьми, славно быть генералом!» Неожиданное разоблачение Хлестакова не просто отрезвляет Г., но оскорбляет его до глубины души («убит, убит, совсем убит», «зарезан»). До него доходит, что он «сосульку, тряпку принял за важного человека». Он, который на своем веку обманул трех губернаторов, который торговался с самим Господом Богом, обманул сам себя! Пережив это унизительное потрясение, Г. впервые в жизни духовно прозревает: «Вижу какие-то свиные рылы вместо лиц…» Таков город, которым он управляет, и таков он сам. В финале комедии комическая фигура Г. перерастает в трагическую: «Над кем смеетесь? над собой смеетесь!» Этот трагизм становится наиболее явным в финальной немой сцене пьесы, когда становится известно, что приехал настоящий ревизор.
Анатоль – это щеголь с прирожденным добродушно-победительным выражением лица. В обращении с женщинами у него была манера презрительного сознания своего превосходства. Но внешняя напыщенность и важность, красота лица Анатоля и плеч Элен лишь компенсировали отсутствие ума у обоих. Их душевную черствость и подлость разоблачит Пьер, который ярко подметит: «Где вы, там разврат и зло». Курагины далеки от идеала толстовской семьи. Что Василий, что Анатоль и Элен – все озабочены только собой, не думают друг о друге, нет между ними духовного единения.
Все в их семье противоположно семье Болконских. В доме последних доверительная, домашняя атмосфера и искренние слова: «душенька», «дружок», «мой друг». Василь Курагин тоже называет дочь «милое дитя мое», но это неискренне, а потому и уродливо.
Г. – «постаревший на службе и очень не глупый, по-своему, человек…Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов».
В начале пьесы Г. получает и зачитывает своим подчиненным письмо, в котором сообщается «пренеприятнейшее известие»: «К нам едет ревизор». Эта весть сильно испугала чиновников. Г. в страхе отдает приказание «обустроить» город к приезду ревизора (выгнать лишних больных из больницы, привести в надлежащий вид преподавателей в училищах, прикрыть заборами недостроенные здания и т.д.) Он предполагает, что ревизор «приехал и живет где-нибудь инкогнито». Помещики Добчинский и Бобчинский находят этого «инкогнито» в лице ничего не подозревающего мелкого чиновника Хлестакова. Однажды поверившего в то, что Хлестаков и есть ревизор, Г. ничто не может разубедить в этом. Он не слышит испуганного лепета Хлестакова в трактире. Позже он верит во все, даже самые фантастические враки, лже-ревизора («что, если хоть одна половина, из того, что он говорил, правда?») Такова сила раболепства Г. перед вышестоящим чиновником. Когда Хлестаков посватался к дочери Г., Марье Антоновне, чиновник начал размышлять о выгодах родства с «важным лицом»: «А, черт возьми, славно быть генералом!» Неожиданное разоблачение Хлестакова не просто отрезвляет Г., но оскорбляет его до глубины души («убит, убит, совсем убит», «зарезан»). До него доходит, что он «сосульку, тряпку принял за важного человека». Он, который на своем веку обманул трех губернаторов, который торговался с самим Господом Богом, обманул сам себя! Пережив это унизительное потрясение, Г. впервые в жизни духовно прозревает: «Вижу какие-то свиные рылы вместо лиц…» Таков город, которым он управляет, и таков он сам. В финале комедии комическая фигура Г. перерастает в трагическую: «Над кем смеетесь? над собой смеетесь!» Этот трагизм становится наиболее явным в финальной немой сцене пьесы, когда становится известно, что приехал настоящий ревизор.