В чем смысл сопоставления Раскольникова и героев-двойников?
• Лужин и Свидригайлов живут по теории Раскольникова, они отражение идеи Раскольникова. Однако Раскольников не может принять их , хотя и старается причислить себя к "сильным мира сего", ему неприятны люди, живущие по его "теории". Этим сопоставлением героев ниспровергается в Раскольникове теоретика и возвышается человечность.
• У всех героев-двойников проявляется бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счет других. Сталкивая героев, Достоевский опровергает теорию Раскольникова, вскрывает ее антигуманную, бесчеловечную суть.
• Все герои "переступают", допускают "кровь по совести", сопоставление Раскольникова с другими героями показывает разные варианты судеб, в которых нет места человечности, Богу, совести, а значит и Возрождению.
• Раскольников видит в героях - двойниках свое отражение, это дает возможность ему убедиться в правильности его теории о делении людей на два разряда. Сопоставление с двойниками Раскольникову причислить себя, как и двойников, к "особенным людям".
КАКОЙ ВАРИАНТ ПОДХОДИТ???
Постоянный самоанализ, рефлексия делают Печорина безучастным, бесчувственным. "Я давно уже живу не сердцем, а головой, я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия", - признается он перед дуэлью с Грушницким.
Печорин отличается от других героев романа тем, что его тревожат вопросы осознания человеческого бытия - вопросы о цели и смысле жизни, о назначении человека.
Вокруг Печорина рождаются страсти, происходят столкновения, ведутся споры. Но все герои романа: Вера, княжна Мери, Грушницкий, Максим Максимыч, Вернер и даже сам автор - находятся под властью странного печоринского обаяния. Все они в той или иной степени влюблены в него. Но никому из них не удается постичь бесконечные возможности души Печорина.