Установить соответствие между героями и их высказываниями (по роману м.а. булгакова «мастер и маргарита») 1. воланд 2 маргарита 3 берлиоз 4 иешуа а) «я хочу, чтобы фриде не подавали платок» б) «свободен! свободен! он ждёт тебя! » в) «факт – самая в мире вещь…» г) «люди как люди. любят деньги, но ведь это всегда было»
Художественные средства у Фонвизина:
1). Использование «говорящих» имен и фамилий: Простакова, Стародум, Скотинин, Вральман, Правдин Цыфиркин, Кутейкин.
3) Каламбуры: еоргафия; вкусить блаженную кончину; заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью. 4) Разрушение фразеологизма: Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, заМитрофан - найденный матерью, подобный матери; Тарас - приводящий в смятение.
2). Положительные герои говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные герои используют просторечные слова, бранную лексику. Простакова: "А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире Скажи, болван, чем ты оправдаешься?"
Речь героев является средством их характеристики, она часто связана с фольклором: "Всякий женись на своей невесте", "Век живи, век учись", "Не хочу учиться, хочу жениться".
тридесято царство.
5). Саморазоблачения героев:
Г-жа Простакова. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому.
Простаков (долго смотря) . Мудрено.
Скотинин. Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Г-жа Простакова. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь.
Вральман: "Я савсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотами. Я фсе на них смотру. Пыфало, не сойту ни на минуту с косел".
Тропы, стилистические фигуры:
1) Афоризмы: В человеческом невежестве весьма утешительносчитать все то за вздор, чего не знаешь.
2) Эпитеты: друг сердечный; блаженную кончину.
3) Метафоры: лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. 4) Обращения: друг мой сердечный. И ведомо, батюшка. 5) Риторические вопросы: А извозчики-то на что ж? Каково это? 6) Риторические восклицания: Ах, мой батюшка!Признаки сатиры и юмора:
1). Создание комических ситуаций: драка Простаковой со Скотининым, урок математики, "экзамен" Митрофана.
2). Алогизмы (высказывания героев, в которых нарушена логика), иронию и намёки.
3) Зоологизация: любовь Скотинина к свиньям; Вральман видит в Простаковых «лошаток». Таким образом подчеркивается низменность негативных персонажей.
2. Что общего между следующими "парами" богов:
Зевс - Один
Даждьбог - Гелиос
Перун - Тор
Гефест - Локи
3. Объясните, кто такие кентавры, мойры, музы, амазонки, циклопы.
4. Назовите самые ранние дошедшие до нас образцы древнегреческой литературы.
5. Как называли в древней Греции исполнителей стихов во время праздников, состязаний или на пирах? Они знали наизусть длинные эпические поэмы Гомера (Рапсоды). Как читали стихи в древней Греции?
6. "Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда..."
Завоевание какого города предсказывает князю Олегу кудесник в "Песне о Вещем Олеге?"
7. Среди претендентов на руку Людмилы Пушкин называет Рогдая - "воителя смелого", Фарлафа - "крикуна надменного" и "младого хана" Ратмира. А каким ханством управлял Ратмир?
8. "В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир - солнце пировал"
А что такое гридница?
9. Что такое Лукоморье?
10. Жители какого города обманом заставили поверить печенегов, что у них в колодцах вместо воды - кисель?
11. "Один, по утренним зарям,
Когда ещё всё в мире спит...
Я убегал к родной реке".
О ком идёт речь в стихотворении Н.А. Некрасова?
12. Какую сельскохозяйственную культуру выращивали отец и сыновья в сказке "Конёк-горбунок?"
13. "У Черного моря чинара стоит молодая..." (М.Ю. Лермонтов "Листок"). Объясните значение слова "чинара".
14. "Сам как ветер: круть ли встанет
На пути? Отважный прянет -
И на ней уж! Ляжет ров,
И поток клубиться? Мигом
Он широким перепрыгом
Через них и был таков!" (Из стихотворения Н.М. Языкова).
Какому животному посвящено это стихотворение?
15. Во времена Гоголя за 7 рублей можно было купить корову, за 70 - скромный дом. Какое блюдо ценой в 700 рублей подают, по словам Хлестакова, на званых обедах в его доме?
16. Какому историческому события посвящена поэма "Русские женщины"?
17. Действия многих произведений приключенческой литературы происходит на острове. Вспомните три произведения, в названиях которых встречается слово "остров".
18. Один из главных героев произведений приключенческой литературы - смелый и отважный мальчишка, любящий риск и опасности. Вспомните, имена следующих героев: Хоккинс, Сыроежкин, Сойер, Финн, Богорад, Наумов, Хольгерсон, Грант. Назовите произведения и авторов.
19. В детской литературе известны три Алисы, причём две из них умели играть в шахматы. Назовите этих героинь.
20. О каких литературных героях идёт речь в следующей цитате:
"И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом...?"