Слово о полку Игореве. 1. Предисловие. Упоминание о древнем певце Бояне. 2. Солнечное затмение - предзнаменование грядущего поражения. Игорь готовится в поход. 2. Трудное продвижение русского воинства в землях незнаемых. Див (древнее божество) "кличет вверху древа", повествуя дальним землям о появлении русских воинов. Навстречу русским в ночи пробираются половцы. 3. Первая битва. Победа русских, торжество, описание трофеев. 4. Гроза. Описание подвигов князя Всеволода Святославича. 4. Воспоминания прежних времён величия и военной мощи Руси. Сожаление о княжеских междоусобицах, ослабляющих Отечество, и снова описание боя Игоревой дружины с половцами - всё более тревожное. Бегство Черниговцев, пленение Игоря, падение русских знамён. 5. Описание бедствий Русской земли. Явление девы - Обиды, безумная вражда братьев - князей, в то время как Игорево воинство - погибло, и "Игорева храброго полку не кресити" (не воскресить). Плач русских жён о погибших. Игорь пересел из княжьего седла в седло половецкое - оказался в плену у поганых. 6. Тревожный сон старого князя Святослава. Печаль Святослава о двух своих сынах - Игоре и Всеволоде. Половцы приходят с победами на Русь, над нашим позором смеются готские девы. 7. Призыв князей отомстить за поражение Игоря. 8. Упоминание об Всеславе Полоцком - мудром князе - чародее, оборотне. 9. Плач о погибели Русской земли, прославление её прежних красот и величья во время правления мудрого Мономаха. Плач Ярославны - жены Игоря - о пленённом возлюбленном. 10. Бегство князя Игоря от половцев и возвращение в Киев. Торжественное прославление князя и русских героев.
Белинский уже утверждает, что Гоголь „является главою литературы“, и ставит его рядом с Пушкиным. С другой стороны, на суждениях Белинского о повестях Гоголя отразились его философские искания, диалектика его собственного развития. В „Литературных мечтаниях“ он выдвигал юмор „Вечеров“: „сколько в них остроумия, веселости“. В этом Белинский совпадал с Пушкиным. Совпадал он с Пушкиным и в оценке гоголевского лиризма. В статье о повестях Белинский говорит о Гоголе: „Я забыл еще об одном достоинстве его произведений: это лиризм, которым проникнуты его описания“. Замечательно, что Белинский сближается с Пушкиным и в понимании своеобразного комизма Гоголя: в сочетании веселости и грусти. В статье о повестях Белинский пишет, что у Гоголя „комическое одушевление — всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния“. Повести Гоголя „смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтете“.