Однажды петр пришёл к брату. тот был дома, в своей комнате. потом петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. тогда петр велел брату никуда не уходить, взял агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. змий явился в своём естестве и, умирая, обрызгал петра кровью. тело петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. больного в рязанскую землю и стали там искать врачей. его слуга пришёл в ласково. зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. это была феврония, дочь древолаза, добывающего мёд. юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина. феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила петра к ней в дом. когда это было исполнено, феврония вызвалась сама взяться за лечение, если петр возьмёт ее в жены. князь не принял всерьёз ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления. она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, там закваскою все язвы, кроме одной. петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. в ответ феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. петр сказал ей, что это невозможно. а феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. петр подивился ее мудрости. наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на февронии, а послал ей подарки. она их не приняла. князь уехал в город муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к февронии. девушка исцелила князя, и он взял ее в жены. павел умер, и петр стал править муромом. бояре не любили княгиню февронию из-за ее происхождения и наговаривали на неё петру. один человек рассказал, например, что феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. князь велел жене пообедать вместе с ним. после обеда княгиня собрала со стола крошки. петр разжал ее руку и увидел в ней благовония. потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть февронию княгиней: пусть возьмёт себе какое хочет богатство и уходит из мурома. то же самое они повторили на пиру самой февронии. она согласилась, но захотела взять с собой только . князь следовал божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. а бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем. петр и феврония уплыли из города по оке. на том судне, где была феврония, находился ещё один человек с женой. он-взглянул на февронию с неким помыслом. а она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. и потом спросила, какая вода вкуснее. услышав, что одинаковая, феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене. на берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. а феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. петр и феврония собирались ехать дальше. но тут пришли вельможи из мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом. петр и феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо. умоляли бога о том, чтобы умереть одновременно. они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. одновременно князь и княгиня приняли монашество. петр получил во иночестве имя давид, а феврония стала ефросинией. ефросиния вышивала воздух для храма. а давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. во втором письме давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. тогда ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать давиду, что готова к смерти. и, , они оба умерли 25 июня. тела их положили в разных местах: давида — у соборной церкви богородицы, а ефросинию — в воздвиженском женском монастыре. а общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви богородицы. наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». люди перехоронили их по-прежнему. а наутро снова нашли их в общем гробу. тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви рождества богородицы. те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.
При чтении этого стихотворения появляется чувство радости, так как поэт смог передать красоту родной природы, своё желание не просто увидеть эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой. пушкин пишет о движении. он обращается и призывает будто бы не только лишь кросотку, а самого читателя: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и сберегал. поэт открыл для меня, что ординарными словами можно передать и удовлетворенность, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение сразу