Новый герой эпохи обладает многими преимуществами, которых нет у поместных дворян: некоторой образованностью, энергией, предприимчивостью, необыкновенной ловкостью. чичиков умеет найти подход к каждому человеку, быстро отгадывая особенности характера людей, безошибочно определяя их сильные и слабые стороны; расположить в свою пользу новых знакомых, личина воспитанности герою войти в доверие. в беседе с маниловым он похож на манилова, с коробочкой чичиков «говорил… с большею свободою, нежели с маниловым, и вовсе не церемонился». в разговоре «с властителями он искусно умел польстить каждому. губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь как в рай, дороги везде бархатные… полицеймейстеру сказал что-то лестное насчет городских будочников…» постоянно меняя облик, чичиков тщательно скрывает от окружающих свои мошеннические цели. символизируя наступление эры буржуа, эры людей ловких, цепких, энергичных, исповедующих мораль приобретательства, чичиков демонстрирует упорство, энергию, практичность ума, силу воли. гоголь пишет: «надобно отдать справедливость неодолимой силе его характера». в отношении практической сметливости и изворотливости герой — «приобретатель» сильно выделяется между представителями патриархального поместного уклада, у которых неподвижность, косность и мертвенность прочно свили себе гнездо. вместе с тем есть в чичикове и черты, общие с помещиками, — это отсутствие гражданских интересов, социально-политический консерватизм. чичиков не поклоняется ни смирению, ни добродетели, но они нужны ему, чтобы добиться своей цели. он расчетлив, умеет терпеливо дожидаться нужного момента. жажда наживы, стремление занять командное положение в обществе не ему покоя. гражданские и патриотические чувства чужды чичикову, с полным равнодушием он относится ко всему, что не касается его личных, эгоистических интересов. дворянское общество приняло мошенника и плута чичикова за человека. гоголь пишет, что «виною всему слово «миллионщик», не сам миллионщик, а именно одно слово; ибо в одном звуке этого слова, мимо всякого денежного мешка, заключается что-то такое, которое действует и на людей подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей хороших, словом, на всех действует». в чичикове проявляются буржуазные черты с такой силой и правдивостью, что уже современники видели широкое общественное значение этого типа.
При анализе поэтики Блока нужно учитывать, что 1908 год был годом мрачнейших переживаний поэта – личных и общественных. Поэтому и исторический «оптимизм» стихов «На поле Куликовом» двойствен, прямолинейному толкованию он не поддается. Лирический герой стихотворения восклицает: «И вечный бой!», но это возглас не только воина XIV века, но и его дальнего потомка, рафинированного человека XX века, продолжающего ощущать себя перед враждебным станом готовым к битве. Исторический оптимизм поэта складывается в признании непобедимости народного рвения «за святое дело мертвым лечь».
Личное отчаяние, прорывающееся в некоторых стихах А. Блока, да и в его прозаических высказываниях и письмах, в цикле «На поле Куликовом» поглотилось величавостью народного дерзания. Мертвенность покоя, покорности оказалась мнимой, ибо извечный бой завещан нам историей. Отсюда во втором стихотворении цикла вещие строки:
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
символически напоминают, что Куликовская битва продолжается, а все стихотворение заканчивается драматической строфой: «Я – не первый воин, не последний… История предстала перед взором поэта в неумолимости своего движения сквозь кровь, горе, в героическом подвиге народа. И это ощущение истории как реальности народной жизни и стало формой приобщения поэта ко всеобщему.
В творчестве А.Блока стихи «На поле Куликовом» имели значение огромное. Поэт неоднократно обращался к исторической трагедии разрыва между народом и интеллигенцией. В этой сложной драматической коллизии он не искал однозначных решений. Он наглядно убеждался, что в условиях социальной нищеты происходит разрыв между народом и культурой, что народ – за неграмотностью – не читает выстраданных им книг, а в этом заключена трагедия не только народа, но и самой интеллигенции. Его собственная душевная мука была отражением этой социальной трагедии. В сложной символике цикла стихов, посвященных реальному событию народной истории, лирический герой приобщается к муке и подвигу народа и тем преодолевает свою роковую отчужденность.
Последнее стихотворение цикла «На поле Куликовом» помечено декабрем 1908 года, а несколько раньше, в октябре, Блок создал стихотворение «Россия», в котором вновь обращается к символической, столь любимой им гоголевской тройке, несущейся по бескрайним России. Но это уже не «птица-тройка», – Блок увидел стертые шлеи, вязнущие в расхлябанных колеях расписные спицы колес
При анализе поэтики Блока нужно учитывать, что 1908 год был годом мрачнейших переживаний поэта – личных и общественных. Поэтому и исторический «оптимизм» стихов «На поле Куликовом» двойствен, прямолинейному толкованию он не поддается. Лирический герой стихотворения восклицает: «И вечный бой!», но это возглас не только воина XIV века, но и его дальнего потомка, рафинированного человека XX века, продолжающего ощущать себя перед враждебным станом готовым к битве. Исторический оптимизм поэта складывается в признании непобедимости народного рвения «за святое дело мертвым лечь».
Личное отчаяние, прорывающееся в некоторых стихах А. Блока, да и в его прозаических высказываниях и письмах, в цикле «На поле Куликовом» поглотилось величавостью народного дерзания. Мертвенность покоя, покорности оказалась мнимой, ибо извечный бой завещан нам историей. Отсюда во втором стихотворении цикла вещие строки:
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
символически напоминают, что Куликовская битва продолжается, а все стихотворение заканчивается драматической строфой: «Я – не первый воин, не последний… История предстала перед взором поэта в неумолимости своего движения сквозь кровь, горе, в героическом подвиге народа. И это ощущение истории как реальности народной жизни и стало формой приобщения поэта ко всеобщему.
В творчестве А.Блока стихи «На поле Куликовом» имели значение огромное. Поэт неоднократно обращался к исторической трагедии разрыва между народом и интеллигенцией. В этой сложной драматической коллизии он не искал однозначных решений. Он наглядно убеждался, что в условиях социальной нищеты происходит разрыв между народом и культурой, что народ – за неграмотностью – не читает выстраданных им книг, а в этом заключена трагедия не только народа, но и самой интеллигенции. Его собственная душевная мука была отражением этой социальной трагедии. В сложной символике цикла стихов, посвященных реальному событию народной истории, лирический герой приобщается к муке и подвигу народа и тем преодолевает свою роковую отчужденность.
Последнее стихотворение цикла «На поле Куликовом» помечено декабрем 1908 года, а несколько раньше, в октябре, Блок создал стихотворение «Россия», в котором вновь обращается к символической, столь любимой им гоголевской тройке, несущейся по бескрайним России. Но это уже не «птица-тройка», – Блок увидел стертые шлеи, вязнущие в расхлябанных колеях расписные спицы колес
если не то напиши
Объяснение: