Взгляды м. ю. лермонтова на поэта и его миссию менялись по мере развития творца, появления и утверждения в его лирике тенденций реализма. молодой лермонтов – романтик. он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живет своими мечтами, своими переживаниями, недоступными «толпе»: что без страданий жизнь поэта? и что без бури океан? он хочет жить ценою муки, ценой томительных забот. он покупает неба звуки, он даром славы не берет. мотив избранничества проявляется и в раннем стихотворении поэта «нет, я не байрон…». здесь восемнадцатилетний лермонтов осознает, что у него свой путь в творчестве: нет, я не байрон, я другой, еще неведомый избранник, как он, гонимый миром странник, но только с душой. однако и в ранний период творчества лермонтов порой ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта другим людям, не наделенным таким даром: безумец я! вы правы, правы! смешно бессмертье на земли. как смел желать я громкой славы, когда вы счастливы в пыли? во второй, зрелый период своего творчества поэт признается в одном из писем: «о, ведь я изменился! я не знаю, как это происходит, но только каждый день дает новый оттенок моему характеру и – это и должно было быть, я это знал». постепенно лермонтов приходит к иному пониманию творчества. меняется его представление и о личности поэта. лермонтов начал понимать безуспешность индивидуалистического протеста, бессилие одинокого гордого бунтаря, не нашедшего связей с обществом. поэт стремится к преодолению юношеского максимализма, судит о жизни более трезво и мудро. в одном из стихотворений он пишет: не верь, не верь себе, мечтатель молодой, как язвы, бойся вдохновенья… оно – тяжелый бред души твоей больной иль пленной мысли раздраженье. теперь поэта волнует судьба своего поколения, народа и родины. он ратует за творчество, в котором должна выразиться подлинная жизнь: когда же на руси бесплодной, расставшись с ложной мишурой, мысль обретет язык простой и страсти голос благородный? в стихотворении «любил и я в былые годы»… лермонтов как бы подводит итог раннему романтизму и утверждает реализм, поэзию, в которой отразится мир во всей его полноте: люблю я больше год от году, желаньям мирным дав простор, поутру ясную погоду, под вечер тихий разговор. это стихотворение получило восторженный отзыв в. г. белинского: «какая простота и глубокость! оборот мысли, фразы – все пушкинское». зрелому лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. он отрицательно относился к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни россии. поэт не мог принять лирику, которая только переливает «в гремучие напевы несчастный жар страдальческой любви». ему уже чужд и образ творца как человека избранного, противопоставленного «ничтожной толпе». его герой стремится к людям даже тогда, когда они отвергают «любви и правды чистые ученья». продолжая традиции пушкина и декабристов, лермонтов рассматривает поэзию как орудие борьбы за свободу и справедливость. его лирика становится гражданской. вот, например, стихотворение «поэт», построенное на развернутом сравнении. творчество здесь автор уподобляет кинжалу, который может быть грозным клинком или презренной безделушкой в зависимости от того, кто им владеет. вот оружие, которое «не по одной груди» провело «страшный след», попадает к новому хозяину, очевидно, не бойцу и становится «бесславным и безвредным». далее автор сравнивает судьбы кинжала и поэта: в наш век изнеженный, не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье, на злато, променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье? нет, не таков удел творца. его истинное предназначение – воспламенять «бойца для битвы»: твой стих, как божий дух, носился над толпой и, отзыв мыслей благородных, звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных. лермонтов страстно призывает своих современников оставить сугубо личные переживания и вернуть в поэзию вольнолюбивые и бунтарские идеи декабристов: проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? иль никогда на голос мщенья из золотых ножон не вырвешь свой клинок, покрытый ржавчиной презренья? тема творца и его миссии в лирике лермонтова прошла целую эволюцию. противоречия в раскрытии этой темы свидетельствуют о развитии личности поэта. образ творца отличается силой характера и огромной целеустремленностью, что делает его и вносит оптимистические ноты в общий трагический контекст. поэт в лирике лермонтова является героем, а его поэзия – подвигом.
Василь Трош – хлопець 14 років, познайомився з головними героями по приїзді у село. Він з самого початку веде себе зухвало та зверхньо, дражнить хлопців та вихваляється, що він майбутній майстер велосипедного спорту. «Неприємний суб’єкт», - каже про нього Митько. Василь також приїхав на літо до бабусі. Однак його поведінка і тут не ввічлива. Він не звертав на бабусю жодної уваги, весь день їздить на велосипеді. Василь розповів хлопцям про таємничу істоту в озері та подарував шматок бурштину з застиглою у ньому комахою. Спочатку хлопці змінили свою думку щодо нього. Але потім з’ясувалося, що Василь хотів їх налякати. Він вигадав історію, залишав сліди та, навіть, зробив собі костюм. Однак, лякаючи Митька з Сергієм, Василь заплутався у костюмі й ледь не втопився. Хлопці врятували йому життя. Василь продовжував вихвалятись та насміхатись, але так і не зрозумів, що «влаташтував … такі чудові канікули» для хлоців.
Василь Трош – хлопець 14 років, познайомився з головними героями по приїзді у село. Він з самого початку веде себе зухвало та зверхньо, дражнить хлопців та вихваляється, що він майбутній майстер велосипедного спорту. «Неприємний суб’єкт», - каже про нього Митько. Василь також приїхав на літо до бабусі. Однак його поведінка і тут не ввічлива. Він не звертав на бабусю жодної уваги, весь день їздить на велосипеді. Василь розповів хлопцям про таємничу істоту в озері та подарував шматок бурштину з застиглою у ньому комахою. Спочатку хлопці змінили свою думку щодо нього. Але потім з’ясувалося, що Василь хотів їх налякати. Він вигадав історію, залишав сліди та, навіть, зробив собі костюм. Однак, лякаючи Митька з Сергієм, Василь заплутався у костюмі й ледь не втопився. Хлопці врятували йому життя. Василь продовжував вихвалятись та насміхатись, але так і не зрозумів, що «влаташтував … такі чудові канікули» для хлоців.
Объяснение: