Стихотворение Лермонтова «Ангел» - одно из самых загадочных поэта. Оно было написано в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. В этом же году шестнадцатилетний Лермонтов написал другое стихотворение, которое начинается словами:
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала.. .
Об этих поисках «чудесного» , о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный небесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел» .
Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поет ангел.
Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанализируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел» , «Внимали той песне святой» . Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, святая. Что значит святая? Значит божественная, неземная, небесная. В этом эпитете выражено отношение Лермонтова к песне ангела.
О чем пел ангел? ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии.
Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его непритворна была» . Этот образ как бы переносит нас с
небес на землю. Образ, который возникает по контрасту с образом неба: юный Лермонтов очень страдал от притворства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле.
Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез» , «скучные песни земли» .
Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась.. . желанием чудным полна» . (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томилась. )
Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ледяного, среди беспощадного света» , сохраняя мечту об иной жизни.
Таким образом, мы видим, что песня ангела — это воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа которого «чудесного искала» .
Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей.
Эпитеты: унылый, окаянный вид; пол сер и занозист; беспорядочное, нескладное попурри; животная жизнь; врожденная деликатность; неподвижное, обжорливое и нечистоплотное животное; наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; хирургическая рожа;
Сравнения: нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки; потолок закопчен, как в курной избе; эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец; старик с острою бородкой и с черными, кудрявыми, как у негра, волосами; неугомонно, как снегирь, насвистывает; лицо, всегда бледное и несчастное, отражающее в себе, как в зеркале, замученную борьбой и продолжительным страхом душу; неуклюжим сложением напоминает он трактирщика; он краснеет, как рак; книги — это ноты, а беседа — пение.
Антитеза: один благородного звания, остальные же все мещане; подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами; человечество делилось у него на честных и подлецов; правила есть, а науки нет; нужны чистота и вентиляция, а не грязь, здоровая пища, а не щи из вонючей кислой капусты; у нас есть книги, но это совсем не то, что живая беседа и общение;
Метафоры: дом и вся движимость были проданы с молотка; нет высших интересов; Ум проводит резкую грань между животным и человеком, намекает на божественность последнего и в некоторой степени даже заменяет ему бессмертие, которого нет.; с выражением тупой скорби;
Литота: должен был от утра до ночи давать грошовые уроки;
Фразеологизмы: он пал духом; свежих людей редко видят в палате;
Риторические вопросы: Он не знал за собой никакой вины и мог поручиться, что и в будущем никогда не убьет, не подожжет и не украдет; но разве трудно совершить преступление нечаянно, невольно, и разве не возможна клевета, наконец, судебная ошибка?Да и не смешно ли помышлять о справедливости, когда всякое насилие встречается обществом как разумная и целесообразная необходимость и всякий акт милосердия, например, оправдательный приговор, вызывает целый взрыв неудовлетворенного, мстительного чувства? Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?
Риторические восклицания: Ищи потом справедливости и защиты в этом маленьком, грязном городишке, за двести верст от железной дороги!
Стихотворение Лермонтова «Ангел» - одно из самых загадочных поэта. Оно было написано в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. В этом же году шестнадцатилетний Лермонтов написал другое стихотворение, которое начинается словами:
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала.. .
Об этих поисках «чудесного» , о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный небесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел» .
Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поет ангел.
Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанализируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел» , «Внимали той песне святой» . Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, святая. Что значит святая? Значит божественная, неземная, небесная. В этом эпитете выражено отношение Лермонтова к песне ангела.
О чем пел ангел? ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии.
Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его непритворна была» . Этот образ как бы переносит нас с
небес на землю. Образ, который возникает по контрасту с образом неба: юный Лермонтов очень страдал от притворства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле.
Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез» , «скучные песни земли» .
Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась.. . желанием чудным полна» . (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томилась. )
Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ледяного, среди беспощадного света» , сохраняя мечту об иной жизни.
Таким образом, мы видим, что песня ангела — это воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа которого «чудесного искала» .
Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей.
Эпитеты: унылый, окаянный вид; пол сер и занозист; беспорядочное, нескладное попурри; животная жизнь; врожденная деликатность; неподвижное, обжорливое и нечистоплотное животное; наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; хирургическая рожа;
Сравнения: нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки; потолок закопчен, как в курной избе; эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец; старик с острою бородкой и с черными, кудрявыми, как у негра, волосами; неугомонно, как снегирь, насвистывает; лицо, всегда бледное и несчастное, отражающее в себе, как в зеркале, замученную борьбой и продолжительным страхом душу; неуклюжим сложением напоминает он трактирщика; он краснеет, как рак; книги — это ноты, а беседа — пение.
Антитеза: один благородного звания, остальные же все мещане; подлецы сыты и одеты, а честные питаются крохами; человечество делилось у него на честных и подлецов; правила есть, а науки нет; нужны чистота и вентиляция, а не грязь, здоровая пища, а не щи из вонючей кислой капусты; у нас есть книги, но это совсем не то, что живая беседа и общение;
Метафоры: дом и вся движимость были проданы с молотка; нет высших интересов; Ум проводит резкую грань между животным и человеком, намекает на божественность последнего и в некоторой степени даже заменяет ему бессмертие, которого нет.; с выражением тупой скорби;
Литота: должен был от утра до ночи давать грошовые уроки;
Фразеологизмы: он пал духом; свежих людей редко видят в палате;
Риторические вопросы: Он не знал за собой никакой вины и мог поручиться, что и в будущем никогда не убьет, не подожжет и не украдет; но разве трудно совершить преступление нечаянно, невольно, и разве не возможна клевета, наконец, судебная ошибка?Да и не смешно ли помышлять о справедливости, когда всякое насилие встречается обществом как разумная и целесообразная необходимость и всякий акт милосердия, например, оправдательный приговор, вызывает целый взрыв неудовлетворенного, мстительного чувства? Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?
Риторические восклицания: Ищи потом справедливости и защиты в этом маленьком, грязном городишке, за двести верст от железной дороги!