Всё действие поэмы происходит на фоне кавказской природы,
пышной и роскошной, которая олицетворение свободы для Мцыри.
Более того, автор подчеркивает слияние своего героя с природой:
"О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад", "глазами тучи
я следил", "рукою молнии ловил". Райский"пейзаж.
Но покой и благодать, разлитые в природе, противопоставлены
тоске и тревоге лирического героя.
Кругом меня цвел Божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой.
И снова я к земле припал,
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Герой тоскует, что живет во времени, а не в вечности,
как природа.
Первая картина- разделенные потоком берега- одиночество,
отчаяние.
Заключительная - облака, направляющие на восток, к Кавказу, -
непреодолимое стремление на родину.
Сравнения подчеркивают эмоциональность Мцыри
("как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник") .
Сравнения отражают мечтательность натуры юноши
("я видел горные хребты, причудливые, как мечты.."
вершины гор "курились, как алтари":;снега горят,
"как алмаз"; облака сравниваются с караваном белых птиц).
С сравнений показано слияние Мцыри с природой,
сближение с ней (сплетаясь, как пара змей);
так и отчужденность Мцыри от людей
(Я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей) .
В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри.
Битва с барсом это - кульминация поэмы.
Бой с барсом введён в сюжет поэмы Лермонтовым в тот момент,
когда, казалось, его покидают последние силы.
Потеря дороги среди нескончаемого леса,
утрата надежды найти путь на родину, сознание своей
бес всё это
приводит в отчаяние Мцыри, но он остается гордым,
отвергнуть возможные сострадание и жалость
(" людской я не желал").
Появление барса рождает в его душе не страх, а презрение к
смерти, жажду борьбы с этим опасным противником и победы.
"Могучий дух его отцов", который был присущ ему с детства,
заставил преодолеть минутную слабость и вступить в
смертельный бой с опасным хищником и одержать победу.
Сначала это напряжение всех сил, чувство готовности к бою
("жажда борьбы и крови"), далее это упоение открытой и честной
схваткой (жизнь "тревог и битв", о которой он мечтал) ,
полное слияние с дикой природой
("И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он) и
чувство радости, торжество победы.
Таковы чувства, овладевшие Мцыри в этот момент его
жизни и свободы.
И наконец, последние строки строфы - слова Мцыри о
побежденном противнике, о котором он говорит с
уважением, признавая его мужество:
...Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..
МЕТАФОРЫ передают напряженность, гиперболичность
переживаний Мцыри, эмоциональное восприятие мира.
Это язык высоких страстей.
Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику
выражения чувств (бой закипел; судьба… смеялась надо мной!
я тайный замысел ласкал) .
Метафорические ЭПИТЕТЫ передают:
душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность,
внутренний порыв (пламенная страсть; сумрачные стены;
блаженные дни; пылающая грудь),
поэтическое восприятие мира (снегах, горящих, как алмаз;
в тени рассыпанный аул; сонные цветы) .
Всё действие поэмы происходит на фоне кавказской природы,
пышной и роскошной, которая олицетворение свободы для Мцыри.
Более того, автор подчеркивает слияние своего героя с природой:
"О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад", "глазами тучи
я следил", "рукою молнии ловил". Райский"пейзаж.
Но покой и благодать, разлитые в природе, противопоставлены
тоске и тревоге лирического героя.
Кругом меня цвел Божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой
К ним птиц летал пугливый рой.
И снова я к земле припал,
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Герой тоскует, что живет во времени, а не в вечности,
как природа.
Первая картина- разделенные потоком берега- одиночество,
отчаяние.
Заключительная - облака, направляющие на восток, к Кавказу, -
непреодолимое стремление на родину.
Сравнения подчеркивают эмоциональность Мцыри
("как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник") .
Сравнения отражают мечтательность натуры юноши
("я видел горные хребты, причудливые, как мечты.."
вершины гор "курились, как алтари":;снега горят,
"как алмаз"; облака сравниваются с караваном белых птиц).
С сравнений показано слияние Мцыри с природой,
сближение с ней (сплетаясь, как пара змей);
так и отчужденность Мцыри от людей
(Я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей) .
В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри.
Битва с барсом это - кульминация поэмы.
Бой с барсом введён в сюжет поэмы Лермонтовым в тот момент,
когда, казалось, его покидают последние силы.
Потеря дороги среди нескончаемого леса,
утрата надежды найти путь на родину, сознание своей
бес всё это
приводит в отчаяние Мцыри, но он остается гордым,
отвергнуть возможные сострадание и жалость
(" людской я не желал").
Появление барса рождает в его душе не страх, а презрение к
смерти, жажду борьбы с этим опасным противником и победы.
"Могучий дух его отцов", который был присущ ему с детства,
заставил преодолеть минутную слабость и вступить в
смертельный бой с опасным хищником и одержать победу.
Сначала это напряжение всех сил, чувство готовности к бою
("жажда борьбы и крови"), далее это упоение открытой и честной
схваткой (жизнь "тревог и битв", о которой он мечтал) ,
полное слияние с дикой природой
("И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он) и
чувство радости, торжество победы.
Таковы чувства, овладевшие Мцыри в этот момент его
жизни и свободы.
И наконец, последние строки строфы - слова Мцыри о
побежденном противнике, о котором он говорит с
уважением, признавая его мужество:
...Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..
МЕТАФОРЫ передают напряженность, гиперболичность
переживаний Мцыри, эмоциональное восприятие мира.
Это язык высоких страстей.
Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику
выражения чувств (бой закипел; судьба… смеялась надо мной!
я тайный замысел ласкал) .
Метафорические ЭПИТЕТЫ передают:
душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность,
внутренний порыв (пламенная страсть; сумрачные стены;
блаженные дни; пылающая грудь),
поэтическое восприятие мира (снегах, горящих, как алмаз;
в тени рассыпанный аул; сонные цветы) .