Трагедии и что в них та телей всех стран мира?
P Р
Размышляем о прочитанном
Перечитайте монолог Ромео в начале отрывка и ответьте на вопросы.
1. Как драматург передаёт чувства влюблённого юноши, используя художественные
сравнения?
2. Как взволнованность речи Ромео передана средствами синтаксиса?
3. Какие сомнения терзают Джульетту в монологе «Моё лицо темнота...»? Най-
дите элементы монолога в этом диалоге. Для чего такой приём использует драматург?
4. Почему Джульетта, поэтически настроенная, влюблённая девушка, называет жаво-
ронка грубым словом «горлодёр»?
5. Какие трагические предчувствия звучат в диалоге влюблённых (сцена 5, акт 3)?
1 Каконе
ловека
2 Чro
OTHO
СУчимся читать выразительно
Подготовьте выразительное чтение по ролям сцены из трагедии «Ромео и Джу-
льетта.
пра
212
Желая найти какое-нибудь универсальное средство, чтобы мир от микробов, этот малограмотный рабочий мужик проводит свое свободное время не за бутылкой, а за микроскопом вместе с сыном, и оба они абсолютно счастливы. Внезапно жена узнает правду о происхождении микроскопа. Во избежание очередного столкновения со сковородником, герой убегает на ночь из дома, а вернувшись, узнает от сына, что жена отправилась в город продавать микроскоп в комиссионный магазин, чтобы купить шубки младшим детям. Конечно, герой понимает, что это гораздо разумнее.. . Но что-то случилось с его душой. «Продаст. Да.. . Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ниче-го.. . Надо, конечно... » - таким неубедительным самовнушением героя заканчивается рассказ, сюжет и герой которого уже не кажутся забавными.
"Микроскоп" – произведение о вечных проблемах поиска смысла жизни и о трудностях пути непонятого человека, выступающего в роли пророка. Этот рассказ можно считать философским. А тот факт, что он аллегоричен, содержит поучение, позволяет увидеть в прозе Шукшина ещё один вид рассказа – рассказ-притчу. В философскую плоскость его выводят предметные образы (деньги, микроскоп, водка) , моделирующие человеческий мир, создающие ощущение "размененной на пятаки", растраченной жизни.