Среди рассказов александра ивановича особое место занимает «гранатовый браслет». паустовский называл его «одним из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви». один из главных героев, бедный застенчивый чиновник желтков, полюбил княгиню веру николаевну шеину, жену предводителя дворянства василия шеина. он считал ее не доступной и потом даже не пытался встретиться с ней. желтков писал ей письма, собирал ее забытые вещи и наблюдал за ней на разных выставках и собраниях. и вот, через восемь лет после того как желтков первый раз увидел и полюбил веру, он присылает ей подарок с письмом, в котором он преподносит гранатовый браслет и приклоняется перед ней. «я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой вы сидите, паркету, по которому вы ходите, деревьям, которые вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой вы говорите». вера рассказала об этом подарке мужу и чтобы не попасть в «смешное положение» они решили вернуть гранатовый браслет. василий шеин с братом его жены попросили желткова больше не посылать вере письма и подарки, но разрешили написать последнее письмо, в котором он извиняется и прощается с верой. «пусть я был смешон в ваших глазах и в глазах вашего брата, николая николаевича. уходя, я в восторге говорю: «да святится имя твое». у желткова не было цели в жизни, его ничего не интересовало, он не ходил в театры, не читал книги, он жил только любовью к вере. она была единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. и вот, когда последнюю радость в жизни у него отнимают, желтков кончает жизнь самоубийством. скромный канцелярист желтков лучше и чище, чем люди светского общества, такие как василий шеин и николай. благородство души простого человека, его способность к глубоким переживаниям противопоставляется черствым, бездушным «сильным мира сего». благородство души простого человека, его способность к глубоким переживаниям противопоставляется черствым, бездушным «сильным мира сего».
Так объезжающий дворянские усадьбы чичиков дал возможность нарисовать картину провинциально-помещьечей жизни крепостной россии: быт типичных представителей сословия помещиков, круг их умственных и нравственных интересов. коробочка – небогатая крохоборная помещица, владелица восьмидесяти душ крепостных, которая живет, как будто в скорлупе, отдельно от остального мира. живет она в довольстве, но вместе с тем вечно плачется то на неурожаи, то на смерть крестьян и убытки. коробочка бережлива и умеет набирать понемногу денег – целковиков, полтинничков, четвертачков, и прятать их в мешочках по (собственно говоря, на то она и коробочка) . гоголь подчеркивает типичность этого образа, попутно давая характеристику настасьи петровны, из которой мы узнаем о её непомерном корыстолюбии и жадности. далее следует интерьер комнат, которые предстают пред читателем скромными и достаточно старыми, зато с большим количеством картин «с какими-то птицами» . старенькие полосатые обои, хрипящие и шипящие часы, зеркала с темными рамками – все это носит отпечаток характера самой хозяйки – все берегущей и собирающей. а вот пейзаж двора усадьбы представляет собой изобилие птицы и другой « твари» , как отметил чичиков.» избы, которые хотя и были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы» показали приезжему довольство жителей и то, что у ней (у коробочки) деревушка не маленька» . хозяйка продает и мед, и пеньку, и муку, и птичьи перья. угощая «покупщика» чичикова, коробочка потчует его такими яствами патриархальной деревенской кухни, что в ее благосостоянии никак нельзя усомниться. из разговора настасьи петровны с чичиковым явно проступает ограниченность ее интересов и отсутствие умения быстро мыслить. чичиков недаром про себя обзывает ее «дубинноголовой» и «крепколобой» . вначале она не может понять, что от нее требуется, а потом, со свойственным ей недоверием и стремлением к выгоде, еще долго прикидывает всяческие возможности. таким образом, коробочка – это обобщенный образ бережливых, а следовательно и живущих в довольстве, вдов-помещиц, туго соображающих, но умеющих не упустить свою выгоду. вот!