«Тихого Дон». М.А. Шолохов. Путь героя в гражданской войне. 1. Основные события 6 части, посвященной Вешенскому восстанию, предваряют главы о вялом противостоянии казачьих частей самообороны наступающим с севера красным (гл. 2, 8-10). Выделите наиболее яркие эпизоды, показывающие нам настроение казаков и созвучные ему мысли Григория. Тем не менее, уже здесь видно: чужой… В чем это проявляется?
2. Первая встреча Мелеховых с красноармейцами происходит в родном доме. В чем убедила эта встреча Григория (гл. 16)?
3. Почему же все-таки Григорий Мелехов примыкает к казакам, восставшим против большевиков? Ср. точки зрения литературоведов: 1) В главном герое «писатель резко обнажает страшные, звериные черты – лик собственника» (Н. Драгомирецкая, 1958); 2) «Общему, казачьему – как оно им понимается, – Григорий предан всей душой… И меньше всего печется о личной корысти…» (В. Литвинов, 1980).
4. См. споры о власти, которые ведет Григорий с большевиками Кошевым и Котляровым (гл. 20). Кто, по-вашему, ближе к истине в своих наблюдениях и выводах?
5. Как в романе говорится о причинах Вешенского восстания (гл. 19, 22-23, 26-28, 39 и др.)?
6. Вот мы видим Григория в пору самых больших внешних успехов: командир Вешенского полка, потом дивизии в войске восставшего Верхне-Донского округа. Ясен ли теперь его путь (гл. 36, 44, 46)?
7. См. антитезы и параллели в системе образов в ч. 6. Какие персонажи сопоставляются автором и в чем?
В рассказе «Уроки французского» писатель Валентин Распутин рассказал о своем детстве. Может быть, поэтому рассказ произвел на меня такое впечатление? Ведь в нем ничего не выдумано. Я представил себе это время: послевоенное, голодное, когда макароны были невиданной роскошью. Представил этого мальчика желающего учиться. Однако учиться на голодный желудок так трудно! Голод мучил его даже во сне. То, что изредка присылала ему из дому мать, кто-то постоянно воровал. И вот он начинает играть на деньги, чтобы на выигранный рубль купить себе молока. Но голод — еще не все. Ему было одиноко в этом городе, без родных, без друзей, вечно избиваемый теми, с кем он играл в «чику». Какое же счастье, что на его пути встретилась Лидия Михайловна! Оказывается, и в это трудное голодное время люди не ожесточились, были такие, как Лидия Михайловна, которая, почувствовав, что с ее учеником творится неладное, пришла к нему на И сделала она это незаметно, чтобы не оскорбить самолюбия мальчика. Она научила его преодолевать трудности, избавила от излишней застенчивости и робости сельского мальчика, попавшего в районный центр. Понимая, что она рискует потерять работу, учительница начинает играть со своим учеником на деньги — маленькая хитрость, чтобы, проигрывая самой, дать ему возможность заработать этот рубль на молоко. В конце концов, Лидии Михайловне пришлось уехать из города: директор школы застал ее за игрой на деньги. Лидия Михайловна не стала объясняться с директором, ведь тогда все узнали бы, что она, таким образом, хотела своему ученику. Она предпочла уехать. Но и в другом городе учительница не забыла о своем ученике и прислала ему посылку с макаронами и тремя красными яблоками. А мальчик видел яблоки прежде только на картинке. Этот эпизод особенно тронул меня. Я думаю, что уроки Лидии Михайловны мальчик помнил всю жизнь, а став писателем, рассказал о них.