Говоря о романе в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведённой картине русского общества. «Евгений Онегин» , считает критик, есть поэма историческая, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица. Далее Белинский называет народность романа. В романе «Евгений Онегин» народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении. Если её не все признают национальною то это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете- уже не русские и что русский дух даёт себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста. «Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи. » По мнению Белинского, отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе, исполнены задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является любящею и гуманною. ««Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», - утверждает критик. Критик указывает на реализм «Евгения Онегина» . В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по мнению критика, Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития. Критик говорит об огромном значении романа для последующего литературного процесса. Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова - «Горе от ума» , стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. Белинский дал характеристику образам романа. Так характеризуя Онегина, он замечает: «Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!. . Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям.. . Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только людьми, но и самим собою» . В Ленском, по мнению Белинского, Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Это было, по мнению критика, совершенно новое явление. Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Но в то же время «он сердцем милый был невежда» , вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. «Действительность на него не имела влияния: его и печали были созданием его фантазии», - пишет Белинский. «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину. » Татьяна, по мнению Белинского, - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины.
его историзм в воспроизведённой картине
русского общества. «Евгений Онегин» , считает
критик, есть поэма историческая, хотя в числе
её героев нет ни одного исторического лица.
Далее Белинский называет народность
романа. В романе «Евгений Онегин»
народности больше, нежели в каком угодно
другом народном русском сочинении. Если её
не все признают национальною то это потому,
что у нас издавна укоренилось престранное
мнение, будто бы русский во фраке или
русская в корсете- уже не русские и что
русский дух даёт себя чувствовать только
там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая
капуста. «Тайна национальности каждого
народа заключается не в его одежде и кухне,
а в его, так сказать, манере понимать вещи. »
По мнению Белинского, отступления, делаемые
поэтом от рассказа, обращения его к самому
себе, исполнены задушевности, чувства, ума,
остроты; личность поэта в них является
любящею и гуманною. ««Онегина» можно
назвать энциклопедией русской жизни и в
высшей степени народным произведением», -
утверждает критик. Критик указывает на
реализм «Евгения Онегина» .
В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по
мнению критика, Пушкин изобразил русское
общество в одном из фазисов его
образования, его развития.
Критик говорит об огромном значении романа
для последующего литературного процесса.
Вместе с современным ему гениальным
творением Грибоедова - «Горе от ума» ,
стихотворный роман Пушкина положил
прочное основание новой русской поэзии,
новой русской литературе.
Белинский дал характеристику образам
романа. Так характеризуя Онегина, он
замечает: «Большая часть публики
совершенно отрицала в Онегине душу и
сердце, видела в нем человека холодного,
сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее
и кривее понять человека!. . Светская жизнь
не убила в Онегине чувства, а только
охолодила к бесплодным страстям и
мелочным развлечениям.. . Онегин не любил
расплываться в мечтах, больше чувствовал,
нежели говорил, и не всякому открывался.
Озлобленный ум есть тоже признак высшей
натуры, потому только людьми, но и самим
собою» .
В Ленском, по мнению Белинского, Пушкин
изобразил характер, совершенно
противоположный характеру Онегина, характер
совершенно отвлеченный, совершенно чуждый
действительности. Это было, по мнению
критика, совершенно новое явление.
Ленский был романтик и по натуре и по духу
времени. Но в то же время «он сердцем
милый был невежда» , вечно толкуя о жизни,
никогда не знал ее. «Действительность на него
не имела влияния: его и печали были
созданием его фантазии», - пишет Белинский.
«Велик подвиг Пушкина, что он первый в
своем романе поэтически воспроизвел русское
общество того времени и в лице Онегина и
Ленского показал его главную, то есть
мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг
нашего поэта в том, что он первый поэтически
воспроизвел, в лице Татьяны, русскую
женщину. »
Татьяна, по мнению Белинского, - существо
исключительное, натура глубокая, любящая,
страстная. Любовь для нее могла быть или
величайшим блаженством, или величайшим
бедствием жизни, без всякой примирительной
середины.