О. Генри (Джек Лондон) в своем произведении "На берегах Сакраменто" знакомит нас с удивительно мужественным мальчиком Джерри, который не смог оставить в беде людей, зависших над пропастью в старой вагонетке, и, несмотря на свой юный возраст, бросился им на Мальчик рисковал жизнью, карабкаясь по старому тросу над пропастью и ремонтируя колесики дряхлой вагонетки. Когда его ноги коснулись земли, после такого опасного путешествия, он упал на землю и разрыдался. "Мальчик был горд и доволен собой, потому что он твердо знал, что поступил правильно".
Сцена оставления Смоленска отражает реакцию народа на происходившие события: В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войне... —... успокоить друг друга», «всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска», «Утро было солнечное, ... — слышались выстрелы». Толстой передает ощущение бесчеловечности войны, которая несет разорение и смерть. И в этих условиях проявляется скрытая теплота патриотизма» русских людей. Тот Ферапонтов, который жалел сначала трех рублей за подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: «Тащи все, ребята!.. Решилась! Россия!..» Наряду с Ферапонтовым автор рисует единодушие двух солдат и человека во фризовой шинели», поджигавших вместе дом этого человека, людей из толпы с «оживленно-радостными и измученными лицами», смотревших на пожар, Алпатыча и князя Андрея, не мешавшего пожару вопреки приказу. «Важно! Пошла драть! Ребята, важно!» — в тон слову «решилась» звучит в конце главы. Тут, у Смоленска, «решалась» и «пошла драть» Россия. Не случайно, партизанская война, как пишет Толстой в IV т., «началась со вступления неприятеля в Смоленск» (т. IV)