Тестовая работа по содержанию прочитанного рассказа.
1)Кем в последнее время работал Акимыч?
а) паромщиком
б) никем не работал
в) школьным сторожем
г) рыбаком
2) Где была найдена кукла?
а) на дороге
б) возле дерева
в) возле школьной ограды
г) в кювете
3.В какое время года Акимыч нашел куклу?
а) зимой
б) весной
в) летом
г) осенью
4) Какие волосы были у куклы?
а) светлые
б)темные
в)на голове не было волос
г)рыжие
5) Что объединяло рассказчика и Акимыча?
а)были соседями
б)воевали в одной армии
в)работали на паромной переправе
г)были лучшими друзьями
В)Кого не было в списке «проходящих мимо куклы»?
а)учителей
б) ребятишек
в)влюбленных парочек
г) стариков
7)Где происходили события рассказа?
а) в Серпухове
б)Под Липино
в)близ Углича
г)под Бобруйском
2. Глава начинается с рассказа о пари Печорина и Вулича. В этом споре Вулич доказывает существование предначертания свыше. Он стреляет в себя из заряженного пистолета, но в результате осечки он остается в живых. Что это: игра случая или судьба? Печорин уверен, что судьба. Именно эта его уверенность появлению ощущения, что это происшествие не конец, а только начало основных, скорее всего, трагических событий в жизни. В философском споре между ними определились их жизненные позиции: Вулич, как человек, связанный с Востоком, верит в предопределение, а Печорин выступает в роли человека-носителя практического мышления: «... если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?...» . Печорин, все подвергающий сомнению, не соглашается с Вуличем, ему недостаточно доказательств, приведенных офицером, он должен проверить себя сам и испытать свою судьбу. Парадоксально, но именно он предсказывает близкую смерть Вуличу, основываясь лишь на том, что «на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то страшный отпечаток неизбежности судьбы» .
3. Однако Печорин не только не убеждается в существовании предопределения, а, наоборот, приходит к мысли, что человек «всегда смелее идет вперед, когда не знает, что его ожидает» . Этот эпизод, как и вся повесть «Фаталист» - дневник Печорина, его исповедь, его размышления о самом себе и своих поступках. Анализируя свои действия в сцене захвата казака-убийцы, Печорин приходит к тому же выводу, что и Лермонтов в своем стихотворении «Дума» : их поколения - это «жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха» . Им остается тратить свою жизнь на развлечения, пьянство, это жизнь без смысла и высоких идей. И то, как бесцельно рискуют жизнями такие образованные, мыслящие люди, как Вулич и Печорин, стараясь доказать ложные истины, еще раз подтверждает их «невостребованность обществом» . Это «лишние люди» , в этом их трагедия, а эпизод, где Печорин играет со смертью, доказывает это