В
Все
Б
Биология
Б
Беларуская мова
У
Українська мова
А
Алгебра
Р
Русский язык
О
ОБЖ
И
История
Ф
Физика
Қ
Қазақ тiлi
О
Окружающий мир
Э
Экономика
Н
Немецкий язык
Х
Химия
П
Право
П
Психология
Д
Другие предметы
Л
Литература
Г
География
Ф
Французский язык
М
Математика
М
Музыка
А
Английский язык
М
МХК
У
Українська література
И
Информатика
О
Обществознание
Г
Геометрия
nabiullinnazim
nabiullinnazim
05.12.2020 00:29 •  Литература

Тест по теме «Лексикология. Фразеология» ВАРИАНТ 1

1. Какое утверждение является неверным?

1) Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление и происхождение слов.

2) Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

3) Все слова, помимо прямого значения, имеют переносное значение.

4) Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

2. Подберите антонимы к выделенным словам

1) острый () нож.

2) добрый () человек.

3) долгая () ночь.

4) теплый () вечер.

3. Какое из данных слов является устаревшим?

1) коробейники

2) бурак

3) акварель

4) мольберт

4. Как называются слова, объединенные в данные группы?

начало – конец

холод – жара

1) профессионализмы.

2) неологизмы.

3) синонимы.

4) антонимы.

5. Укажите неверное утверждение

1) за бугром - жаргонизм

2) тихий - громкий - антонимы

3) земля – необщеупотребительное слово

4) делать из мухи слона - фразеологизм

6. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

7. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?

1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.

2) Эта небольшая постройка оказалась жилищным помещением.

3) В нашем городе уделяется большое внимание жилищным проблемам.

4) Жилищное законодательство требует введения поправок.

8. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный.

2) обводить вокруг пальца – обманывать.

3) с гулькин нос – много.

4) яблоку негде упасть – тесно.

9. Какое слово является стилистически сниженным?

1) лицо

2) стамеска

3) затишье

4) везуха

10. Укажите устаревшее слово – историзм

1) дворец

2) веретено

3) колыбель

4) рыбак

11. В каком словаре можно узнать произношение слов?

1) толковом словаре

2) этимологическом

3) орфографическом

4) орфоэпическом

12. Значение какого фразеологизма определено неправильно?

1) как снег на голову – появляться (приезжать) неожиданно.

2) болеть душой - испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком-то или о чем-то.

3) ломать голову – прийти в состояние крайнего раздражения.

4) зарубить на носу – хорошенько запомнить.

13. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) с гулькин нос – хоть пруд пруди

2) черепашьим шагом – во весь дух

3) чуть свет – ни свет ни заря

4) дать волю языку – держать язык за зубами

14. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) тертый калач – стреляный воробей

2) ни рыба ни мясо – ни то ни се

3) водить за нос – обводить вокруг пальца

4) семи пядей во лбу – без царя в голове

15. В каком предложении есть фразеологизм?

1) По вечерам бабушка рассказывала внуку сказки

2)Алешка набрал в рот воды и раздул щеки

3) Нашлись люди неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа

4) На арене цирка заяц ходил на задних лапках.

16. Объясните значение фразеологических оборотов

1) кожа да кости -

2) на всех парусах -

3) рукой подать -

4) на ночь глядя -

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 17 – 23

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

17. Определи тему текста.

18. Определите стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

4) художественный, описание

19. Укажи номер предложения с однородными членами

1) 3

2) 5

3) 8

4) 9

20. Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой

21. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)

22. Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской.

23. Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7.

Дайте развернутый ответ на вопрос 24

24. Что такое фразеологизмы? Расскажите о роли фразеологизмов в речи. Приведите примеры.

Показать ответ
Ответ:
пупс110
пупс110
20.12.2020 00:41
Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?.. Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».
История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.»Я опять ошибся, - говорит Печорин, - любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, - говорила Вера, - ты ничего мне не дал, кроме страданий». И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.
0,0(0 оценок)
Ответ:
Akmosh2003
Akmosh2003
07.12.2022 13:41
В главе «Сын за отца не отвечает» . В этой главе выражена не только личная боль поэта — сына «врага народа» . В этой главе поэт парадоксально поворачивает разными гранями знаменитую сталинскую формулировку «Сын за отца не отвечает» . Она всегда интерпретировалась как некий круг, который сердобольный и справедливый вождь бросал несчастным изгоям, запятнанным родством с «врагами народа» . Но поэт гордо отвергает такую подачку, он не собирается получать право на благополучие ценой предательства отца, ему представляется более резонным совершенно противоположный выбор:
А вдруг тот сын (а не сынок!) .
Права такие получая,
И за отца ответить мог?
И в самом деле, он берется отвечать за своего отца, отвечать —в смысле защищать, заступаться. И сын отвечает тем, что отстаивает человеческое достоинство отца. И делает это художнически — он создает пластически зримый образ великого труженика-крестьянина. Вот, например, описание рук отца:
Те руки, что своею волей
Ни разогнуть, ни сжать в кулак:
Отдельных не было мозолей
Сплошная — подлинно кулак!
Мысль об ответственности за отца органично ведет за собой мысль об ответственности за все, что происходит в стране, об общей вине. Теперь уже поэт не ищет никаких оправданий себе и всем, кто если и не участвовал в злодеяниях сталинского режима, то молчаливо присутствовал при них. Расплатой становятся неизбывные нравственные муки:
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.
Этим тайным судом совести, считает А. Твардовский, судит себя каждый порядочный человек, переживший те времена. Третья глава «О памяти» является итогом раздумий поэта о прожитой жизни, о сложной эпохе, выпавшей на долю. Главная мысль в ней — мысль об исторической памяти. Отказ от памяти, запрет на память — это отказ от ответственности, от покаяния и искупления вины. Поэт спорит с теми, кто считает более удобным не помнить о трагедиях
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить Живую быль.
И чтобы волны
Над ней сомкнулись.
Быль — забыть!
Тема покаяния — основная в поэме «По праву памяти» . Каждый человек несет ответственность перед своим и своего народа. В поэме звучит мысль о врожденной связи со своей историей, о невозможности лукавить и притворяться «перед лицом ушедших былей».
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота