Тест по сказке В.И.Даля «Что значит досуг?»1.Кто дал задания животным? а) Георгий Победоносец в) Георгий Храбрый
б) Георгий Храбрец г) Георгий Трудолюбивый
2.О ком речь?
а) «.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается - да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился... да еще было и лапу себе отдавил...»
б) «...пять десятин пашни перемерял, ... - так работать некогда было»
в) «...надушила кур..., да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»
г) «Одна только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой ... да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»
д) «...и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, ... покою не дают...»
е) «...бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось...»
ж) «- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»
з) «...жвачку жевала,..., да за отрубями к посудомойке - и день
3.Что такое досуг?
а) свободное от работы время
б) время сна и тихого часа
в) время, когда человек занят работой
г) всё время, когда человек бодрствует
4.В чём главная идея сказки? (Чему хотел нас научить автор?)
а) Сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его делать. А свои удовольствия получать на досуге, после работы. Тогда и результаты хорошие будут.
б) Если трудиться, то сделаешь любое дело. А если будешь искать причины и отговорки, заниматься своими проблемами, то на дело времени не останется. Недосуг будет.
в) Мораль этой сказки не понятна мне, вероятно её и нет.
г) Сказка учит тому, что можно и не трудится, заниматься тем, чем хочется в своё удовольствие.
2 Главная часть. Величие России, ее процветание:
хвала щедротам Елизаветы;
заслуги Петра перед народами России;
неисчерпаемые богатства ж красота России;
призыв к российской молодежи овладевать науками;
наука и ее роль в российском обществе.
3. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
Одическая поэзия в русской литературе XVIII в.
М. В. Ломоносов. "Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. "
ПЛАН
1. Жанр оды в русской классицистической литературе. Своеобразие и особенности развития русской оды XVIII века, ее место в системе жанров.
2. Одическая поэзия М. В. Ломоносова. Особенности содержания од М. Ломоносова (развитие тем Родины, мира, науки, просвещенного монарха и т. д.) . Поясните, почему принято говорить о программном характе¬ре одической поэзии М. Ломоносова?
3. "Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. " и эстетический идеал поэта. Образ "просвещенной монархини" и приемы его создания (зачитайте необходимые фрагменты текста) .
4. Композиция "Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. " Укажите на специфику построения оды, определите значение и место каждой из выделенных частей.
5. Художественное пространство и время в "Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. ". Обратите внимание на особенности художественного пространства (панорамность) и времени в оде (переплетение времени исторического и художественного, временные "переключения" и т. д. )
6. Стих и поэтико-стилистическое своеобразие "Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. ". Черты "высокого" жанра: высокое "парение" стиля, гиперболизм и метафоризм, символическая образность, активное использование риторических фигур, излюбленных синтаксических конструкций и др. (приведите примеры из текста).