Тест по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Как вы определите тему романа?
а). Тема «лишнего человека»;
б). Тема взаимодействия незаурядной личности с «водяным обществам»;
в). Тема взаимодействия личности и судьбы.
Как бы вы определили основной конфликт романа?
а). Конфликт героя со светским обществом;
б). Конфликт героя с самим собой;
в). Конфликт Печорина с Грушницким.
Зачем понадобилось Лермонтову нарушать хронологическую последовательность глав?
а). Чтобы показать развитие героя, его эволюцию;
б). Чтобы выявить в Печорине сердцевину его характера, не зависящую от времени;
в). Чтобы показать, что Печорин всю жизнь мучается одними и теме же проблемами.
Почему роман имеет такую композицию?
а). Такая система повествования соответствует общему принципу построения романа – от загадки к разгадке;
б). Такая композиция позволяет разнообразить повествование.
Почему последней главой романа является «Фаталист»?
а). Потому что он хронологически завершает сюжет;
б). Потому что перенесение действия в кавказский аул создаёт кольцевую композицию;
в). Потому что в «Фаталисте» ставятся и решаются главные для Печорина проблемы: о свободной воле, судьбе, предопределении.
Можно ли назвать Печорина фаталистом?
а). С некоторыми оговорками;
б). Нельзя;
в). Печорин сам не знает, фаталист он или нет.
Можно ли назвать Печорина лишним человеком?
а). Он лишний для общества, в котором живет, но не лишний для своей эпохи – эпохи анализа и поиска;
б). Печорин – лишний человек прежде всего для самого себя;
в). Печорин во всех отношениях лишний.
Положительный или отрицательный человек Печорин?
а). Положительный;
б). Отрицательный;
в). Нельзя сказать однозначно.
Чего больше в характерах Онегина и Печорина – сходства или различия?
а). Больше сходства;
б). Есть сходство, но много и различий;
в). Это совершенно разные характеры в разных обстоятельствах.
Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?
а). Жизнь ему надоела;
б). По малодушию;
в). Он понял, что не нашёл и не найдёт своего высокого предназначения в жизни.
Однако и по отношению к самым дорогим людям герой иногда ведет себя недостойно. Так, он допускает несправедливые и обидные мысли относительно своего добрейшего гувернера Карла Ивановича, когда тот, щекоча его пятки, будит Николеньку. Ему кажется, что гувернер специально мучает его, потому что он самый младший в семье.
Но он тут же понимает, что ошибся, и в раскаянии начинает плакать.
Николеньке, как и всем людям, свойственно ошибаться, но из каждого такого эпизода он вынес урок.
Постепенно в борьбе с обществом Печорин теряет свою активность, становится равнодушным, холодным созерцателем. Если в главе “Тамань” Григорий Александрович активен, даже любопытен, то глава “Мери” являет нам уже инфантильного человека, плывущего по течению, только отъезд Веры (женщины, которую он глубоко и искренне любит) на короткое время возрождает в нем желание кардинально изменить свою жизнь. Мы видим отчаяние и слезы героя: “При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!. . Лошадь пала.. . Я остался в степи один, потеряв последнюю надежду.. . Я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал... ” Мы радуемся, что “человек” в Печорине не умер, он еще глубоко и искренне любить. Но порыв кончается очень быстро. Перед нами опять сдержанный, холодный, тайно страдающий человек.
При встрече с Печориным рассказчика поражают глаза героя: “они не смеялись, когда он смеялся!. . Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.. . взгляд его — непродолжительный и тяжелый, оставлял после неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен”. Что же произошло с героем, почему он из активного, талантливого и пытливого человека становится подобием личности? В своем журнале-дневнике Печорин объясняет причину своего перерождения: “Я был готов любить весь мир — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли.. . Я сделался нравственным калекой... ”
Какое горькое признание! Что остается нашему герою?
Он путешествует в надежде хоть как-то скоротать век или найти свой безвременный конец. На вопрос Максима Максимыча: “А когда вернетесь? ” — Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! Да и зачем?. . Горький итог жизни.