Тест по античной литературе 1. Какую литературу принято называть «античной»?
а) Древнего Рима б) Древней Греции
в) Древнего Египта г) Древней Греции и Древнего Рима
2. Древние греки были:
а) язычниками б) христианами в) натуралистами
3. Главой богов у древних греков был:
а) Посейдон б) Аполлон в) Зевс
4. Как в Древней Греции называли певцов-импровизаторов?
а) аэды б) рапсоды в) ваганты г) менестрели
5. Как в Древней Греции называли певцов-исполнителей готовых песен?
а) аэды б) рапсоды в) ваганты г) менестрели
6. Автором поэмы «Илиада» является:
а) Эсхил б) Софокл в) Гомер г) Еврипид
7. По легендам, Гомер был
а) глухим б) слепым
в) немым г) такого человека не существовало вовсе
8. Какой эпитет часто употребляется автором для характеристики Одиссея?
а) хитроумный б) величественный
в) блистательный
9. С каким циклом мифов связаны поэмы "Илиада" и "Одиссея"?
а) с Троянским. б) рассказ о принце Гамлете
10. С культом какой богини в Древней Греции были связаны ямбические песни?
а) Афина б) Деметра в) Афродита г) Гестия
11. Как называлась поэзия, которая сопровождалась игрой на музыкальных инструментах?
а) ямб б) мелика в) элегия
12. Яркими представителями сольной мелики были:
а) Сапфо и Алкей б) Софокл и Еврипид
в) Гомер и Анакреонт
13. Поэт, который воспевал вино и любовь к женщине до самой старости, это:
а) Сапфо б) Анакреонт в) Алкей г) Пиндар
14. Представителем хоровой мелики, воспевавшим любовь к Родине и доблесть знати был:
а) Алкей б) Анакреонт в) Пиндар г) Сапфо
15. С культом какого бога связано появление первых театральных представлений?
а) Зевс б) Аполлон в) Дионис г) Гермес
16. Как известно, трагедия появилась в Древней Греции, и это слово переводится как...
а) смешная история б) песнь козлов
в) песнь во славу Диониса
17.Кто мог выступать в древнегреческом театре?
а) мужчины и женщины
б) любые мужчины, но не женщины
в) только мужчины, которые были свободными гражданами
18. Кто автор трагедии о титане Прометее «Прикованный Прометей»?
а) Софокл б) Феспид в) Эсхил г) Еврипид
19. Какой поэт заставил своих героев сомневаться и гибнуть, страдать в результате внутренней раздвоенности?
а) Софокл б) Феспид в) Эсхил г) Еврипид
20. Кого из поэтов Древней Греции называют «отцом трагедии»?
а) Софокл б) Феспид в) Эсхил г) Еврипид
21. Кто ввел в древнегреческую трагедию понятие трилогии?
а) Софокл б) Феспид в) Эсхил г) Еврипид
22. Почему период правления Октавиана Августа называют "золотым веком" римской культуры и литературы?
а) Август оказывал содействие развитию литературы и искусства, сделав их частью государственной идеологии.
б) распространил в античной поэзии шестистопный дактиль с паузой внутри стихотворной строки.
23. Близкими к официальной идеологии Августа были
а) Вергилий и Горация б) Тибулл, Проперций, Овидий
24. Какое произведение Вергилия состоит из четырех книг: о земледелии, о деревьях и винограде, о скотоводстве, о пчеловодстве?
а) «Буколики» б) «Георгики» в) «Энеида»
25. Какое произведение не принадлежит Горацию?
а) «Оды» б) «Сатиры»
в) «Эподы» г) «Антигона»
26. Римская литература
а) полностью переняла сюжеты и особенности древнегреческой литературы
б) является полностью самобытной литературой
г) опирается на лучшие образцы древнегреческой литературы, но имеет самобытные особенности
27. Скорбное стихотворение на любовную тему – это:
а) серенада б) ода в) мелика г) элегия
28. «Метаморфозы» написал
а) Вергилий б) Овидий
в) Гораций г) Аристотель
29 Что наложило отпечаток на античную литературу? Укажите лишнее.
а) мифология б) географическое положение
в) рабовладение
У той войны нет давности закона.
Не звёзды – слёзы на её погонах…
Произведения тех лет ценны, пронзительны и интересны до сих пор.
На мой взгляд, одно из самых удачных и трогательных произведений военной поры является стихотворение К. Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине поэта – Валентине Серовой.
Судьба этого произведения складывалась счастливо. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…
Рассмотрим подробнее это произведение. По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу (В.С.). Стихотворение состоит из трёх строф, длина которых 12 стихов. Поскольку ударение падает на последний слог в строке, можно заключить, что это – мужская рифма. Перекрёстная рифмовка задаёт своеобразный ритм произведению. Пафосность нисколько не портит это стихотворение, а наоборот, заставляет перечитывать его снова и снова.
Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа.
Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» - это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.
Первая строфа говорит нам о времени и условиях ожидания: «жёлтые дожди», «снега», «жара». Читатель понимает, что «ждать», на самом деле, не так просто: «других» уже «не ждут»; писем уже не приходит; надоедает ждать всем. Но тоска и безысходность не должны взять верх над женщиной, которая по-настоящему любит, ибо только в этом случае мужчина может вернуться. Должен. Симонов так и говорит: «Я вернусь». С условием, что его будут «ждать», но не просто, а «очень».
Во второй строфе, на мой взгляд, преобладают минорные ноты. Она уже не читается написанной от первого лица. Кажется, что горечь поражения проскальзывает в каждой её строчке (повторюсь: стихотворение написано в 1941 г., когда ещё неизвестен был исход войны). Однако незыблемая уверенность, которая перекликается с ожиданием скорой победы, читается здесь. «Пусть поверят сын и мать», «пусть друзья устанут ждать», действительно, могут забыть все, кроме той, единственной, которая не должна забывать, не имеет права. Так как это всё спаяно единой цепью, эмоциональной связью, которая, порвись она, разрушит нечто большее, чем человеческие взаимоотношения. Поэтому твёрдое «жди» звучит здесь почти как приказ на фронте, который не обсуждается. Автор абсолютно уверен в том, что тризна, «помин души», откладывается на неопределённый срок. И эту уверенность он также передаёт читателю.
Третья строфа звучит как гимн любви. Волшебной, всепобеждающей. «Смертям назло». Посторонние люди скажут, что это везение. Нет. «Не понять не ждавшим им», что ожидание, замешенное на огромной любви, приправленное верой и надеждой может творить чудеса. Оно даже от пуль «среди огня». Но это секрет только для двоих. Об этом «будем знать только мы с тобой». Но тайна раскрывается просто, «просто ты умела ждать». Ждать так, как может ждать только русская женщина, только в лихолетья – «как никто другой».
Потрясающее стихотворение Симонова «Жди меня» подкупает своей искренностью. Я понимаю, почему на фронте оно пользовалось огромной популярностью. С одной стороны, личное и интимное, предназначенное для двоих, с другой стороны, открывающее целый мир, масштабное. Его можно читать и тихо, шёпотом, а можно громко, во весь голос. В любом случае, это будет хорошо. Именно такого не хватало на фронте, вдали от любимых и родных. Такая поэзия выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы.
Много на земле стихотворений хороших и разных. Но «Жди меня» Симонова стоит особняком, поскольку затрагивает самые нежные струны человеческой души. Это произведение о любви, хотя это слово ни разу там не упоминается, но каждый, открывающий его для себя вновь и вновь, это понимает. И, как всякое великое искусство, оно делает человека лучше, чище и нравственно богаче.
Символом преображения России в произведении Н.А. Некрасова «Железная дорога» выступает железная дорога, призванная подчеркнуть новый статус русской империи. За то, чтобы Россия превратилась из аграрной отсталой страны в развитое европейское государство, пришлось заплатить большую цену. Железную дорогу строили освобожденные от крепостной зависимости крестьяне, которых гнал на стройку банальный голод. Вчерашние крестьяне вновь оказались обманутыми, ведь результат их труда присвоили себе «хозяева жизни».
Образ дороги носит в этом произведении метафорический смысл - это особенный путь русского народа и России. Вторая часть стихотворения заканчивается на оптимистической ноте, потому что герой верит в особенную судьбу и силу русского народа, в его светлое будущее.