В
Все
Б
Биология
Б
Беларуская мова
У
Українська мова
А
Алгебра
Р
Русский язык
О
ОБЖ
И
История
Ф
Физика
Қ
Қазақ тiлi
О
Окружающий мир
Э
Экономика
Н
Немецкий язык
Х
Химия
П
Право
П
Психология
Д
Другие предметы
Л
Литература
Г
География
Ф
Французский язык
М
Математика
М
Музыка
А
Английский язык
М
МХК
У
Українська література
И
Информатика
О
Обществознание
Г
Геометрия
Vayton1337
Vayton1337
11.08.2022 12:03 •  Литература

Теорию взаимосвязи пространства и времени сформулировал Альберт Эйнштейн. Но удивительно, что художественная литература прекрасно иллюстрирует эту теорию. В физике есть понятие пространственно-временного континуума, а в литературе – понятие хронотопа. Это понятие ввёл известный филолог и литературовед Михаил Бахтин. Если перевести слово, то и получится «время+пространство». Это единое временно́е пространство произведения, особая организация реальности, в которой происходят события, живут и действуют герои. Это мир, как кусочек эпохи, наполненный материальными деталями, событиями, духом эпохи.

К сожалению, не всегда в художественном произведении имеется хронотоп, такой объёмный мир вещей, явлений, сущностей. Тогда возникает впечатление, что персонажи живут и действуют в каком-то пустом пространстве. И, читая такое произведение, не испытываешь ощущения целостности, реальности событий, героев, мира.

Главную, организующую роль в хронотопе играет время. Именно оно определяет особенности пространства, события сюжета, поведение героев. Формы организации пространства могут быть разные. Например, М. Бахтин выделяет хронотоп «дороги», «гостиной», «провинциального городка», «замка», «порога» (кризисной ситуации) и ещё много других.

Разные эпохи – это разные миры, разная организация пространства. В качестве примера возьмем хронотоп гостиной. В каждый период времени она имеет свои особенности, свой вид, пространство всегда наполнено вещами, они суть его. В гостиной различных эпох разная мебель, разные безделушки на каминной полке или в книжном шкафу, на столике трюмо или в серванте. Время отражается в коврах или в паркете, в обоях или шпалерах, в вычурных подсвечниках или хрустальных люстрах.

В гостиных собираются люди. Их облик, одежда, манеры, темы разговоров и даже лексика – всё это определяется временем. Так, дама XVIII века, шурша кринолинами в голубой гостиной, не может рассуждать о «кардинальных, но непродуктивных решениях в бизнесе, которые принимает её муж» — эти рассуждения и сами слова из другого времени. Они разрушают хронотоп произведения, а, значит, и его целостность. Причём нередко достаточно одного слова, чтобы картинка рассыпалась осколками, и столь тщательно выстраиваемое автором пространство перестало существовать.

Интерьер гостинной XVIII века. Худ. Артуро Риччи. Профессор Преображенский. Кадр из фильма "Собачье сердце"

Выбирая точку на временно́й шкале, автор принимает правила организации пространства, заданные эпохой. Даже если эта точка сравнительно недалеко от настоящего времени. Разговор двух приятелей на кухне в 90-е годы XX века будет отличаться от разговора, произошедшего вчера, или в 70-е годы того же XX века. И темы разные, и слова разные, и проблемы совсем непохожие, да и кухни будут отличаться, так же как и еда на столе.

.

Художественное время — время, изображённое автором в литературном произведении.

Художественное пространство — пространство, изображённое автором в литературном произведении.

Хронотоп — единство (синтез) художественного времени и пространства.

Поскольку время, представленное в литературном произведении, создано автором, творец может увеличивать или удлинять его продолжительность, не согласовывая свои действия с тем, сколько на самом деле длится то или иное событие.

Пример

Короткий рассказ Леонида Андреева «Жизнь человека» вмещает в себя всю жизнь ведущего персонажа, а в обширном романе «Улисс» Джеймса Джойса описан всего один день.

Если же автор стремится отметить какое-то конкретное время, то он может указать его, введя в роман датирование событий.

Пример

Иллюстрацией подобной датировки может служить известная цитата из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»: «...Ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Уточнив, что месяц «нисан» — это конец марта — начало апреля, мы получаем достаточно точную информацию о времени описанных событий.

Если автор выбирает не привязанную к хронологии последовательность событий, то это, как правило, имеет большое значение для восприятия литературного произведения.

Пример

В романе «Герой нашего времени» события изложены не в хронологическом порядке, что позволяет нам увидеть Печорина так, как того хотел бы автор.

Охарактеризуйте хронотоп повести Олеся». Выделите в нем разные виды художественного пространства и художественного времени.​

Показать ответ
Ответ:
lexanyreev
lexanyreev
03.03.2022 08:43

Песнь о Емельяне Пугачеве передаёт уважительное отношение народа к своему герою так как сожалеет о его судьбе,

народ сочувствует Пугачеву.

В песне «Пугачев в темнице» использован прием параллелизма: —высоко восходит звездочка — в темнице (низко)

сидит Емельян Пугачев. Но можно и по другому интерпретировать слова "Высоко, звезда, да ты восходила, —

Выше леса, выше тёмного, Выше садика зелёного" здесь как бы говорится о "высоком взлёте" Пугачёва и последующем

"падении" на дно темницы.

Эпитет «добрый молодец» подчёркивает отношение к герою.

Строки: „Кандалы, мои кандалики,

Кандалы мои тяжёлые"- усиливают описание тягот, пережитых Пугачевым в темнице.

Ну и конечно, вывод кроется в последних строках: "Доставались мне кандалики,... За походы удалые, за житьё свободное! "

Причём, ключевыми являются слова "житьё свободное". Именно за надежду освобождения от крепостного труда, за надежду

обретения свободы и возлюбили в народе Емельяна Пугачева.

Трагизм самой песни как раз и обусловлен поимкой и заключением в темницу народного любимца, с личностью которого

были связаны надежды крестьянства и "работного люда" на освобождение от рабского труда.

0,0(0 оценок)
Ответ:
Tata123N
Tata123N
10.06.2021 11:58
В стихотворениях Есенина зачастую очень много эпитетов : родимый(дом) , Голубая Русь, старая мать, золотая лягушка, яблонный цвет, седина у отца,тихая вода, старый клен. Присутствуют и сравнения: Луна- золотая лягушка,"Клен на меня похож". Олицетворение: луна распласталась, пурга поет, клен стережет, целует листья. От этих выразительных средст стихотворение преобретает спокойность, умиротворение, несмотря даже на то, что автор покинул Русь. Цветовые качества нам передается через эпитеты, и все они в теплых тонах: яблонный цвет- от белого до нежнорозового, седина , голубой,золотой цвета.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота