на примере жизненного пути своего героя пушкин показывает, в чем смысл человеческой жизни, каково предназначение человека на этой земле. как известно, личность онегина сформировалась в петербургской светской среде. в ранней юности герой — человек по-своему оригинальный, остроумный, «ученый малый», но покорно следующий за светской «чинною толпой». единственное, в чем онегин «истинный был гений» - «наука страсти нежной», то есть «искусство» любить не любя, имитировать чувствa и страсти, оставаясь холодным и расчетливым. однако незаурядность личности героя проявляется в неудовлетворенности той жизнью и теми ценностями, которыми он жил. онегин начинает мучительные поиски смысла жизни, он бежит от пустоты, которой было наполнено светское существование. затворничество онегина — его необъявленный конфликт со светом в первой главе и с обществом деревенских помещиков во второй—шестой главах — только на первый взгляд кажется «причудой». это новый этап жизни героя. онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в петербурге и в деревне он усердно читает книги, пытается писать, общается с немногими близкими по духу людьми (среди них — автор и ленский). в деревне он даже попытался «порядок новый учредить», заменив барщину «оброком легким». поиск нового смысла жизни растянулся у героя на долгие годы и остался незавершенным. очевиден внутренний драматизм этого процесса: онегин мучительно освобождается от груза старых представлений о жизни и людях, но прошлое не отпускает его. кажется, что онегин — полноправный хозяин собственной жизни. но это только иллюзия. в петербурге и в деревне ему одинаково скучно — он так и не может преодолеть в себе душевную лень, холодный скепсис, зависимость от «общественного мненья». два испытания, которые ожидали героя в деревне, — испытание любовью и испытание дружбой — показали, что внешняя свобода автоматически не влечет за собой освобождения от ложных предрассудков и мнений. в отношениях с татьяной онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. но он послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка. еще в первой главе автор отметил в онегине «резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам. онегин — холодный, рассудочный человек. эта душевная дисгармония и стала причиной драмы несостоявшейся любви. онегин не верит в любовь и не способен полюбить. смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или « кругом», ограничивающим свободу человека. испытания дружбой онегин также не выдержал. и в этом случае причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. недаром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает: «он мог бы чувства обнаружить, / а не щетиниться, как зверь». и на именинах татьяны, и перед дуэлью онегин показал себя «мячиком предрассуждений», глухим и к голосу собственного сердца, и к чувствам ленского. его поведение на именинах — обычная «светская злость», а дуэль — следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» зарецкого и соседей-помещиков. после убийства ленского онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». только трагедия смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств. в восьмой главе пушкин показал новый этап в духовном развитии онегина. встретив татьяну в петербурге, онегин совершенно преобразился. в нем ничего не осталось от прежнего, холодного и рассудочного человека — он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви. онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь . таким образом, по мнению пушкина, любовь и дружба - вот две ценности, составляющие смысл человеческой жизни. именно ими испытывается человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность. онегин закрылся от фальшивых ценностей «света пустого», но не открыл для себя подлинных ценностей — общечеловеческих. в этом состоит его трагедия, в этом заключается его поиск. возможно, за пределами романа герой обретен счастье, научившись дружить и любить.