Тема : Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник».
Ход урока:
1. Стадия вызова:
«Кавказский пленник». О чем может идти речь в небольшом рассказе с таким названием?
«Обыгрываем» каждое слово в названии: «кавказский»- действие, возможно, происходит на Кавказе; «пленник» - арестованный, плененный, заключенный, несвободный… Кто?
Мы уже знакомились с рассказом, имеющим такое же название. Кто его автор?
( Л.Н.Толстой)
Давайте вспомним имена персонажей? (Дина, Жилин, Костылин)
А как закончилась история Жилина? ( бежал из плена, продолжил службу). Мы с вами часто повторяем название жанра «рассказ», что для него характерно? ( небольошй объем, малое количество персонажей, один или несколько эпизодов из их жизни).
Тогда о чем, на ваш взгляд, мог написать свой рассказ Саша Черный?
( все предположения детей записываем на доске)
Проверим, насколько верны наши предположения?
2. Стадия осмысления: «чтение с остановками».
1) Прочитайте первый отрывок текста ( от начала до «звездочек»).
О чем идет речь? Мы были правы? Кто же пленник? Когда он появляется? О чем дальше будет рассказывать автор? ( дети предполагают, все их мысли фиксируются на доске).
2) Остановка № 2 ( читаем до страницы 166, до слов « … или через форточку пышку с маком унес»).
Есть ли что-то, подтверждающее наши предположения?
Пока нет!
А почему, на ваш взгляд, грустили девочки? Что могло случиться ? О чем дальше будет идти речь в этом произведении?
Давайте проверим? Читаем дальше?
3) Остановка №3 ( до «звездочек» на странице 168).
Что нового мы узнали? Какие вопросы у нас возникли? Каким будет продолжение?
4) Остановка №4 (до страницы 171): насколько вновь подтвердились наши домыслы? Кто из нас был прав? Что будет дальше?
5) Остановка №5 ( от «звездочек» на странице 171 – до конца рассказа) : насколько предсказуем был финал?
Почему нам было сложно?
3. Стадия рефлексии.
Мы не ожидали, что под таким серьезным названием, знакомом нам со времени изучения классического произведения 19 века ( Толстой «Кавказский пленник»), скрывается такая история. Именно поэтому рассказ Саши Черного находится в разделе «Писатели улыбаются» нашего учебника.
Выходит, это шутка? Юмористический рассказ. Что это значит? (небольшое произведение, рассказывает об одном случае из жизни героев)
А что такое «юмор»? Над кем и чем шутит автор?
Давайте попробуем охарактеризовать героев рассказа при синквейна.
ВНИМАНИЕ, как строится синквейн?
1 строка – имя существительное (тема)
2 строка – 2 имени прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – мысль по теме
5 строка – 1 существительное – синоним к первой строке.
Вместе составим синквейн о рассказе:
Рассказ.
Интересный, необычный
Повествует, интригует, веселит
Это история о том, как герои «проживали» прочитанную ими историю
«Кавказский пленник».
Можно попробовать придумать стихотворение – четверостишие о героях ( имя героя в конце первой строки; 1 и 2 строки рифмуются между собой, 3 и 4 строки- между собой). Возможно, у вас получится сочинить четверостишие?
Ребята сочиняют свои синквейны:
Мишка.
Маленький, послушный
Согласился, сидел, веселился
Он во всем подчинялся девочкам
«Мальчик с пальчик».
Тузик
Верный, беззаботный
Играл, сидел, кушал
Не понимал, чего от него хотят
Щенок
Девочки
Впечатлительные, настойчивые
Прочитали, придумали, увлеклись
Пытались инсценировать прочитанное
Мечтательницы.
Дома вы можете попробовать сочинить четверостишие и составить синквейны по другому рассказу Саши Черного «Игорь- Робинзон», страницы 172 – 178 вашего учебника.
Какое четверостишие по рассказу «Кавказский пленник» у нас получилось?
Рассказ прочитали Катюша и Валя.
В «Кавказского пленника» дети играли:
О похищенье письмо написали,
В яме сидели и вечера ждали
Древние греки говорили, что желание уже само по себе творит. Сила желания, мечты перевернуть жизнь и изменить человека. Александр Грин силой своей мечты создал целый мир, в котором живут отважные, чистосердечные мужчины, поэтичные и прекрасные женщины, где у моря стоят города с чудесными именами — Лисе, Зурбаган.
Грин знал силу мечты и силу любви. Все его рассказы о любви заканчиваются одной фразой — "Они жили долго и умерли в один день". Самое главное — встретиться, найти друг друга.
Маленькая Ассоль, отверженное дитя, воспитанная добрым и любящим отцом, живет уединенной жизнью. Ее отталкивают сверстники, недолюбливают взрослые, перенося на девочку нелюбовь к ее отцу.
Однажды в лесу ее встречает странный человек, рассказывает сказку о корабле с алыми парусами, и с этой минуты судьба начинает свою работу. Ассоль поверила в сказку, сделала ее частью своей души. Девочка была готова к чуду — и чудо нашло ее.
Грин показывает, как замысловатыми путями два человека, созданные друг для друга, идут к встрече. Грэй живет в совершенно другом мире. Богатство, роскошь, власть даны ему по праву рождения. А в душе живет мечта не о драгоценностях и пирах, а о море и парусах. Наперекор семье он становится моряком, плавает по миру, и однажды случай приводит его в таверну селения, где живет Ассоль. Как грубый анекдот, рассказывают Грэю историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами.
Как будто две струны зазвучали вместе... Скоро наступит то утро, когда корабль подойдет к берегу, и Ассоль закричит: "Я здесь! Вот я!" — и бросится бежать прямо по воде.
Мечта, если в нее поверить, то есть отдать ей жизнь, что бы ни говорили "благоразумные" люди, становится могучей творящей силой.
Темою для своєї курсової роботи я обрав один з найвідоміших творів світової літератури – книгу Джонатана Свіфта "Мандри Гулівера".
Загальним своїм характером "Мандри Гуллівера" належать до тих сатирико–дидактичних і утопічних творів, що зародилися з розвитком гуманізму в XVI столітті і набули особливого поширення в епоху Просвітительства.
Актуальність даної теми є незаперечною, оскільки у творі розглядаються проблеми людської недосконалості, висміюються людські недоліки того часу, а ці питання не одне століття турбують читачів на сторінках різноманітних книг.
Об’єктом роботи є твір Джонатана Свіфта "Мандри Гулівера".
Предметом – сатира на людське суспільство, розкрита на сторінках даної книги.
Мета курсової роботи – розкрити сатиричний пафос твору на основі порівняльної характеристики з тогочасним суспільством.
Завдання курсової роботи:
– розглянути причини виникнення твору;
– порівняти "Мандри Гулівера" з іншими творами, що мають подібну проблематику;
– віднайти у кумедній поведінці героїв вміло завуальовані риси тогочасного суспільства;
– розкрити питання про нове виховання, як панацею для моральних вад суспільства;
У роботі містяться посилання на твори Еразма Роттердамського та Ульріха фон Гуттена (Німеччина), Рабле "Гаргантюа і Пантагрюель", Депер'є (Франція), Томаса Мора "Утопія", Френсіса Бекона "Нова Атлантида" (Англія), Кампанелли "Місто сонця" (Італія). Ці твори становлять собою найтиповіші зразки подібної літератури того часу.