Недавно я прочитал книгу В. К. Железникова «Чучело» . Я не могу точно сказать, понравилась мне эта повесть или нет, потому что в некоторых ситуациях я узнавал себя, своих одноклассников, знакомых. В повести Железникова «Чучело» рассказывается о равнодушии и жестокости. Эта история про новенькую девочку - Лену Бессольцеву. Лену невзлюбили с первого момента её появления в классе. Её открытость и отзывчивость были непонятны детям. Она была не похожа на них, и этим вызывала раздражение. Сначала я думал, что Лена - робкая девочка, не защитить себя. Она наивно полагала, что ребята просто шутят, и весело смеялась сама над собой. Но оказалось, что весёлые шутники -жестокие люди, равнодушные ко всем, кроме себя. В этом классе никто не другому, никто не дружил, никто не имел собственного мнения. Все подчинялись Железной кнопке, которая была диктатором в классе. С одной стороны, она злая и эгоистичная, а с другой -просто слабая девочка, которая хотела выделиться. Для этого она придумала объявить всем бойкоты. А что толку от постоянных бойкотов? Сегодня одному, завтра - другому. В конце концов, на них просто перестали обращать внимание, и Железная кнопка потеряла свою силу. Единственным человеком, который понравился Лене с первого взгляда, был Дима Сомов. Он казался благородным и бескорыстным, а на самом деле был подлым трусом. Наедине с Леной Дима мог бесконечно храбриться, но как только видел своих одноклассников, тут же забывал свои обещания. Переломным моментом в этой истории была встреча на костре. Дима, в порядочности которого Лена не сомневалась, предал её. Лена говорит: «Я пришла сюда одним человеком, а ушла совсем другим» . Лена оказалась храброй и мужественной девочкой. Она сумела пережить издевательства и унижения. Лена научилась защищать себя и свои права. Уехала Лена не побеждённой, а победившей. Она смогла изменить этих детей, перевернуть их жизнь. Ребята осознали всю глупость своих поступков. Лене Бессольцевой пришлось пережить и одиночество, и жестокое непонимание сверстников. Но ее к самопожертвованию и прощению, стремление к правде, ее прекрасная смелость в любви ей принять правильное решение - никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных. Я считаю, что детская жестокость - серьёзная проблема, актуальная и в наше время. Мы не должны быть сухими и чёрствыми, ведь нет ничего хуже равнодушия. Мы должны быть отзывчивыми и добрыми. Мы должны людям!
Поиски счастья — основная тема многих произведений русских писателей Весьма своеобразно рассказано об этом в переработанных Бажовым преданиях уральских мастеров Уральцы не приняли официального, чуждого им Бога, лицемерную и агрессивную политику византийских "святош". Их языческие поклонения были гораздо ближе простому народу.
Например, Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей.
Детали красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. "Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо —на месте не посидит... Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь".
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во впадения Хозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Вот как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: "Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — "Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей... Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила".
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу — в этом они видят истинное счастье.
Непрост путь к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать по бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня: "А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня А камень-то какой! Первый камень! " Не приносит удовлетворения и копирование дурман-цветка.
Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в учение к опытному мастеру. "Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему". Успех приносит тонкая ювелирная обработка простого материала — змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота "хрупкой веточки" передана в его изделии: "В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись".
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что недорог материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя: "Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающи, те узнавали ее".
Историческое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история "Ермаковы лебеди" дает уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. Она насыщена местными поверьями, одно из них — о неприкосновенности лебедей, якобы когда-то указавших богатые ископаемыми места.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов.
В повести Железникова «Чучело» рассказывается о равнодушии и жестокости. Эта история про новенькую девочку - Лену Бессольцеву. Лену невзлюбили с первого момента её появления в классе. Её открытость и отзывчивость были непонятны детям. Она была не похожа на них, и этим вызывала раздражение. Сначала я думал, что Лена - робкая девочка, не защитить себя. Она наивно полагала, что ребята просто шутят, и весело смеялась сама над собой. Но оказалось, что весёлые шутники -жестокие люди, равнодушные ко всем, кроме себя.
В этом классе никто не другому, никто не дружил, никто не имел собственного мнения. Все подчинялись Железной кнопке, которая была диктатором в классе. С одной стороны, она злая и эгоистичная, а с другой -просто слабая девочка, которая хотела выделиться. Для этого она придумала объявить всем бойкоты. А что толку от постоянных бойкотов? Сегодня одному, завтра - другому. В конце концов, на них просто перестали обращать внимание, и Железная кнопка потеряла свою силу.
Единственным человеком, который понравился Лене с первого взгляда, был Дима Сомов. Он казался благородным и бескорыстным, а на самом деле был подлым трусом.
Наедине с Леной Дима мог бесконечно храбриться, но как только видел своих одноклассников, тут же забывал свои обещания.
Переломным моментом в этой истории была встреча на костре. Дима, в порядочности которого Лена не сомневалась, предал её. Лена говорит: «Я пришла сюда одним человеком, а ушла совсем другим» . Лена оказалась храброй и мужественной девочкой. Она сумела пережить издевательства и унижения. Лена научилась защищать себя и свои права.
Уехала Лена не побеждённой, а победившей. Она смогла изменить этих детей, перевернуть их жизнь. Ребята осознали всю глупость своих поступков. Лене Бессольцевой пришлось пережить и одиночество, и жестокое непонимание сверстников. Но ее к самопожертвованию и прощению, стремление к правде, ее прекрасная смелость в любви ей принять правильное решение - никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.
Я считаю, что детская жестокость - серьёзная проблема, актуальная и в наше время. Мы не должны быть сухими и чёрствыми, ведь нет ничего хуже равнодушия. Мы должны быть отзывчивыми и добрыми. Мы должны людям!
Например, Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей.
Детали красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. "Девка небольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо —на месте не посидит... Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь".
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во впадения Хозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Вот как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: "Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — "Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей... Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила".
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб "сердце радовалось" у людей при взгляде на их работу — в этом они видят истинное счастье.
Непрост путь к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать по бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня: "А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня А камень-то какой! Первый камень! " Не приносит удовлетворения и копирование дурман-цветка.
Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в учение к опытному мастеру. "Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и придумает по-своему". Успех приносит тонкая ювелирная обработка простого материала — змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота "хрупкой веточки" передана в его изделии: "В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись".
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — "сколько камни стоят". Узнав, что недорог материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину "дорогую выдумку". Как и Данила, исчез Митя: "Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающи, те узнавали ее".
Историческое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история "Ермаковы лебеди" дает уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. Она насыщена местными поверьями, одно из них — о неприкосновенности лебедей, якобы когда-то указавших богатые ископаемыми места.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов.