После войны жизнь Андрея Соколова не стала легче. Он остался совсем один, потеряв всех своих родных, свой дом - интерес к жизни. Автор пишет, что после войны его герой продолжал работать. Но Соколов стал выпивать, прячась от чувства пустоты и ненужности, заливая свое горе. Несмотря на это, герой с честью выдержал все испытания, он не спился, не наложил на себя руки. В награду судьба послала Андрею Соколову маленького оборвыша Ванюшу. Во время войны мальчик тоже потерял всех своих близких. Он стал для героя сыном, счастьем и опорой, смыслом жизни: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло! Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся » В конце рассказа автор надеется, что и послевоенные поколения унаследуют от своих отцов коренную связь с Родиной, их силу и мужество; надеется, что русский характер не измельчает и сумеет постоять за свою великую родину: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выстоит и около отцовского плеча вырастет тот человек, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
героиня сказки Х.К. Андерсена «Русалочка» (1836-1837). Истоки сюжета — в фольклорной теме любви русалки к человеку (например, Мелюзина в кельтской мифологии). Этой теме было посвящено несколько стихотворных произведений Андерсена. Р.— одна из шести дочерей овдовевшего морского царя, конечно, самая младшая, как и положено героине андерсеновской сказки: самая маленькая и слабая. По достижении 15-летнего возраста сестры-русалки получали разрешение подняться наверх, на берег, к земле, чтобы посмотреть на мир людей. Это путешествие знаменовало взросление дочерей морского царя. Когда настал черед Р., она поняла, что хочет жить среди людей. Героиня увидела и полюбила прекрасного принца, она решила прожить короткую человеческую жизнь (русалки живут триста лет), чтобы потом обрести бессмертную душу (русалки, умирая, превращаются в морскую пену). Ей удалось, заплатив непомерно высокую цену морской ведьме, оказаться среди людей. Она лишилась своего волшебного голоса, а каждый шаг ее прелестных ножек, выросших на месте хвоста, причинял ей острую боль. Но главным условием достижения бессмертия была любовь принца. Когда же он полюбил и женился на другой, Р. погибла. Она не использовала единственный шанс для своего пронзив сердце принца, можно было, окропив ножки его кровью, снова стать русалкой. Конечно, Р. пощадила любимого и умерла сама. Р. — одна из не частых у Андерсена трагических героинь, среди которых выделяется особой меланхолической прелестью. Но она близка таким героиням, как Герда из «Снежной королевы» и Элиза из «Диких лебедей», с их мужеством, упорством, великодушием. Образ Р. стал символом Дании. Созданная в 1913 г. скульптором Э. Эриксеном «Русалочка» установлена в копенгагенском порту.
Во время войны мальчик тоже потерял всех своих близких. Он стал для героя сыном, счастьем и опорой, смыслом жизни: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло! Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся »
В конце рассказа автор надеется, что и послевоенные поколения унаследуют от своих отцов коренную связь с Родиной, их силу и мужество; надеется, что русский характер не измельчает и сумеет постоять за свою великую родину: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выстоит и около отцовского плеча вырастет тот человек, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».