Тема. Боевое товарищество, героизм и подвиги запорожцев в бою под Дубно.
2. ответить коротко на вопросы.
1) Что произошло ночью в лагере осаждавших?
2) Какой приказ отдал кошевой атаман?
3) Какая мысль всё утро мучила Тараса?
4) В чём он был совершенно уверен и чего боялся больше всего?
5) Стал бы так Тарас сомневаться в Остапе?
6) Кто развеял сомнения старого полковника?
7) Что больше всего поразило Тараса? («…скажи всем, что отец –
теперь не отец мне, брат – не брат, товарищ – не товарищ и что я с
ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться!»)
8) Зачем казаки, стоя перед стенами осаждённого города, осыпали насмешками вражеское войско?
3. Работа в группах над эпизодами.
1 группа Работа над описанием отдельных эпизодов боя ( бой, выбор атамана)
• Проанализируйте эпизод боя. Какие художественные средства использует автор при описании сражения казаков?
• Как и при каких условиях Остапа выбрали куренным атаманом? Обратить внимание на ответ Остапа и реакцию Тараса.
• Охарактеризуйте поведение Андрия в этих главах.
2 группа. Работа над описанием совета по поводу разделение казачества на 2 отряда.
• О чём свидетельствует разделение казачества на две части? Какое важное событие связано в этом эпизоде с главными героями?
• Зачем Гоголь так подробно рассказывает о казаках, называя даже их имена?
• Что предложил Тарас товарищам на прощание?
• Тарас сказал, прощаясь: «Перед нами дела великого поту, великой казацкой доблести!»
Посмотрим, как автор оценивает результат данного похода и всей доблестной истории казачества.
Високі моральні якості людини виявляються у добрих вчинках. А добрі вчинки - в мудрості, бо й сама мудрість є джерелом усіх доброчесностей.
Тому збірка "Сад божественних пісень" є своєрідним ліричним щоденником, в якому відбилися життєві події, роздуми, ліричний настрій їх автора. Мислитель добре розумів убогість і станову обмеженість панівної феодальної моралі, бачив, що істини феодалізму є бар'єром на шляху розвитку людини, її природних здібностей і талантів.
Г. Сковорода дійшов висновку, що щастя треба шукати в нас самих. Усякий мусить пізнати свою натуру, свої нахили. І щастя можна придбати, будуючи життя на вічному, а не на тлінному.
Український мислитель у збірці багато уваги зосередив на думці, що людина повинна бути вільною, щоб реалізувати свої можливості. Свобода - це вищий дар і благо людини, вони притаманні їй самій за самою природою речей, але через злу волю відняті в неї гнобителями та експлуататорами.
Сам Сковорода свободу називав "головною мірою" у своєму житті; вважав це основною метою, до якої повинні прагнути трудящі люди. Бо кожен мусить бути гідним свого справжнього призначення - творити своє власне і загальне щастя.
Критики относят это произведение к жанру феерии (франц. feerie, от fee – фея, волшебница)
Признаки феерии:
1. События феерии маловероятны, почти нереальны, но всё-таки возможны в реальной жизни (сложно представить, чтобы потомок богатого и знатного рода стал моряком, а потом женился на безродной девице).
2. Использование волшебных элементов для того, чтобы лучше раскрыть основную мысль произведения (предсказание о принце, который приплывёт на корабле с алыми парусами).
3. В феерии изображается реальная жизнь, подчас грубая жестокая, без прикрас (вспомним смерть матери Ассоль, ненависть жителей Каперны к Ассоль)