Тема: А.А. Фет. Жизнь и творчество. Художественный мир поэта. Рабочий лист I. В чем своеобразие изображения природы в лирике Фета.
"Я пришел к тебе с приветом ..." (1843)
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что́ буду
Петь, — но только песня зреет.
Как вы думаете, кому поэт хочет "рассказать" о своих впечатлениях?
Докажите, что на первом плане стихотворения не картины природы, а чувства человека.
Какие это чувства?
Почему от реалий природы чувства поэта устремляются к творчеству?
Природа важна для Фета не сама по себе, а как источник красоты, рождающей ответные движения к прекрасному в человеческой душе. Докажите этот тезис.
"Это утро, радость эта..." (1881)
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли — эти слёзы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
Какие предметы создают картину весны?
Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
краски
звуки
запахи
Каким чувством проникнуто стихотворение?
В чем состояние природы созвучно состоянию человека?
Почему поэт переживает "ночь без сна"?
Какой характер придают стихотворению его "безглагольность" и многочисленные анафоры (анафора – единоначатие, повторение слов в начале предложения, строфы)?
Какие ещё изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?
Вывод (какое значение имеет природа в стихах Фета?)
II. Размышления о поэтическом даре в лирике Фета.
"Одним толчком согнать ладью живую..." (1887)
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чём его и признак и венец.
Разделите стихотворение на смысловые части и прокомментируйте ключевые образы и мысли каждой части
О каких избранного певца говорится в стихотворении?
Докажите, что удел поэта -- понимать язык природы и любви. Приведите из текста примеры, подтверждающие ваши мысли
Какой символический смысл заключен в стихотворении?
Вывод (для чего, по Фету, нужно искусство, поэзия в частности?):
III. Любовная лирика Фета.
"Шепот, робкое дыханье..."
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Какое чувство является в стихотворении доминирующим?
Меняется ли настроение по ходу текста?
Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний?
Можно ли говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостно?
Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
Найдите слова, передающие краски и звуки.
Как они понять чувства лирического "я"?
Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимается, в основном, на слух, а во второй строфе -- зрительно?
Вывод (как передаётся чувство любви в лирике Фета, как это созвучно его философии красоты?):
Какие противоречивые чувства владеют душой лирического героя? Как это выражается в лексике и синтаксисе первой--второй строф?
Изменилось ли настроение в третьей--четвертой строфах?
Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли смысловая и стилистическая разница в словах "веровать" и "верить"?
Вторая и четвертая строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
Что изменилось в отношении лирического героя к жизни, когда "много лет "?
Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы?
ответ:Мне очень понравилась Марья Кириловна Троекурова. Марья Кириловпа очень красивая-собой молодая девушка. Она мягкая, скромная, романтичная, но с аристократическими предрассудками, так как сначала она не обращает никакого внимания на молодого француза. Характер Маши очень хорошо виден в сцене, когда она отвергает Дубровского и остается верна своему нелюбимому мужу князю Верейскому. Героиня очень любящая, неясная, мягкая, верная девушка. Со всеми она обходится хорошо, ко всем проникнута любовью и уважением. И даже к отцу, который выдает ее замуж за нелюбимого жениха
Объяснение: Я не знаю кто я. О чём речь о объяснении ?
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» герои стали жертвами вечного конфликта поколений. Евгений Базаров приехал в Марьино вместе со своим другом и сразу же вызвал неудовольствие одного из хозяев дома, Павла Петровича Кирсанова. Автор описывает различие между ними, говоря об их руках: у одного они очень ухоженные и белые, а другой своими красными и мозолистыми руками вызывает только брезгливость. Состояние рук передает образ жизни мужчин. Если старшее поколение привыкло к светским манерам, праздной аристократичности и ученым беседам, то новое поколение – это люди дела и труда. Базаров презирает Кирсанова-старшего за ленивое прозябание в усадьбе и чванство, а его оппонент раздражен грубостью и категоричностью гостя. Решился ли их конфликт? Да. Столкновение привело к развязке, и герои стали более понимающими людьми. Павел Петрович разрешил мезальянс брата и уехал, решив что-то изменить в своей бессмысленной жизни, а Евгений осознал, что чувства – не порок человека, а то, без чего он не сможет жить.