ТЕКСТ ЗАДАНИЯ 5. Какова композиция поэмы «Мцыри»?
Поэма разделена на две части. В первых двух главах дана экспозиция – рассказ о том, как Мцыри попал в
монастырь, его жизнь в тех стенах. Затем происходит завязка сюжета - побег из плена. Во второй,
большей части поэмы, звучит исповедь беглеца о его свободной жизни, продолжавшейся всего лишь
несколько дней. Композиция Кольцевая.
Композиция кольцевая, носит характер рассказа в рассказе. Сначала монах рассказывает о Мцыри, а
затем о борьбе его с барсом.
Композиция последовательная. Автор последовательно рассказывает о том, как Мцыри попал в
монастырь, а потом совершилтреудачный побег.
е Назад
Вперед
Активация и
Чтобы активирова
1) Царь Берендей – это персонаж, впервые появившийся в мифологии, после уже упоминаемый в сказках знаменитых писателей. У А.Н. Островского была написана и сказка с участием данного персонажа, которая получила название «Снегурочка». Здесь н показан автором в качестве мудреца, справедливого и умного правителя. Царь предстает перед читателем великодушной личностью.
2)
Как развиваются чувства царя Берендея на протяжении сказки?подтвердите свой ответ примерами из текста
ответ
Царь расплакался и проявил свои чувства:Долго тебя дожидалися мы; пора бы нас вспомнить".
"Кто ты?" - царевич спросил. "Об этом после; теперь же
Вот что ты сделай: отцу своему, царю Берендею,
Мой поклон отнеси да скажи от меня: не пора ли,
Царь Берендей, должок заплатить? Уж давно миновалось
Время. Он сам остальное поймет. До свиданья". И с этим
Словом исчез бородатый старик. Иван же царевич
В крепкой думе поехал обратно из темного леса.
Вот он к отцу своему, царю Берендею, приходит.
"Батюшка царь-государь, - говорит он, - со мною случилось
Чудо". И он рассказал о том, что видел и слышал.
Царь Берендей побледнел как мертвец. "Беда, мой сердечный
Друг, Иван-царевич! - воскликнул он, горько заплакав. -
Видно, пришло нам расстаться! ... " И страшную тайну о данной
Клятве сыну открыл он. "Не плачь, не крушися, родитель, -
Так отвечал Иван-царевич, - беда невелика.
Дай мне коня; я поеду; а ты меня дожидайся;
Тайну держи про себя, чтоб о ней здесь никто не проведал,
Даже сама государыня-матушка. Если ж назад я
К вам по целого года не буду, тогда уж
Знайте, что нет на свете меня
Современных стихотворных размеров пять: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.
Хорей - стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха («БУря мглОю нЕбо крОет», «ЖЕлтый лИст о стЕбель бьЕтся»).
Ямб - стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха («ПорА, порА, рогА трубЯт», «ЗлодЕйствы зЕмлю потрясАют»).
Дактиль - стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы («ВЫрыта зАступом Яма глубОкая»).
Амфибрахий - стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге («В песчАных степЯх аравИйской землИ»).
Анапест - стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение («РазъезжАются гОсти домОй»).
Как видно, произведение "Властителям и судиям" имеет сильные места (ударения) на четных слогах. Такой стихотворный размер называется ямбом.