Текст 13
О свойствах нашего языка
Одно из свойств, присущих языку, — «живой как жизнь». Так окрестил его Гоголь, и эти гоголевские слова выбрал в качестве названия для своей книги Корней Чуковский. Народная поговорка «Не мед, а ко всему льнёт» учит тому же — переменам. Язык не может и не должен оставаться незыблемой, неподвижной твердыней, перемены в нём естественны и неизбежны, в особенности в такое бурное и переменчивое время, как наше. Однако сейчас я испытываю горестное ощущение: язык наш не переменился, а обеспамятел, забыл самого себя. Русский язык — один из богатейших в мире языков. Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах. И в наших ушах. Если и обогащается чем-либо живым, то лишь меткими блатными или полублатными словечками, а кроме них — сухими, мёртвыми политическими терминами. Термины, на мой взгляд, умерщвляют слово, лишают его оттенков, запаха, вкуса, а также выразительности и силы. А это пригодно для научной речи или для эсперанто. Рушится самая основа: отмирают дополнения, не склоняются почему-то названия местностей и имена числительные. Иностранных слов, хлынувших потоком в русский язык, хоть отбавляй. По существу, в этом нет ничего дурного. Русский язык издавна выращивал рядом со своими корнями корни чужеземные. Это и Пушкин делал. Но в настоящее время это уже именно поток, потоп, наводнение. Среди новоприобретенных терминов существуют такие, которые, безусловно, отвечают требованиям новой социальной реальности: например, понятие «спонсор» не могло существовать при социализме, при советской власти в нём не было нужды, а теперь такое понятие возникло, а в языке его нет. Почему бы не взять? Но многие и многие иностранные слова нам вовсе не требуются. Говорящий полагает, что сказать эксклюзивный или консенсус вместо исключительный или согласие более интеллигентно. До всего этого крушения К. Чуковский не дожил, хотя и назвал имя главной болезни бюрократического государства — канцелярит. Он грустно смеялся над такими оборотами речи: «мы планируем на лето в Крым» вместо «мы собираемся в Крым». «Разве у каждой семьи свой Госплан?» – спрашивал он. Горько смеялся, когда люди при нём щеголяли ненужными иностранными словами и, употребляя их, думали, что приобщаются тем к образованности. 26 Интересно, что сказал бы он теперь: имидж, саммит? Ведь у нас существуют для этих понятий русские слова. Приходит мне на память Мария Степановна, милая, славная наша работница, неграмотная русская деревенская женщина родом из-под Орла. Как она прекрасно, живописно говорила, рассказывала! Но вот, увидев однажды голубей, копошащихся среди цветов, Мария Степановна произнесла бессмертную фразу: «Надо их оттуда аннулировать»… Словосочетание весьма характерное для современной речи. Выгнать, прогнать — это слишком уж по по-деревенски, а вот скажешь аннулировать — и ты уже образованный. А где же интеллигенция, которая должна исполнять свой заветный долг — совершать отбор? Интеллигенция, наблюдая этот мертвящий поток, сама им захлебывается. Она лишилась иммунитета. Спешит «прИнять» то, чем денно и нощно потчуют всех нас улица, радио, газета, телевизор. Я считаю, что интеллигенция отвечает за сохранение культурной традиции, в том числе и той её части, которая связана с языком.
474 слова По Л. Чуковской*
*Ли́дия Корне́евна Чуко́вская (1907-1997) — русский прозаик, поэт, критик, редактор, публицист, мемуарист, диссидент. Дочь детского писателя Корнея Ивановича Чуковского.
Задание:
Дополните текст изложения размышлениями о том, что язык, действительно, является развивающимся явлением, в котором отражается мир, душа и вселенная народа.
Объем текста 160-200 слов , обязательно добавить 1 пример из лит-ры
Пример писать как-то так-
Так такой то писатель в таком то произведении писал о языке... (Можно взять заметки Паустовского о русском языке (или заметки другого писателя) , но тогда надо подтвердить пример его цытатой )
Заранее огромное удачи.
-Ой, а где ж это я?-удивился Олег.
-В стране Морфемы. Меня зовут Корень, я- самая важная часть слова, и по совместительству твой экскурсовод на сегодня, Олег. Что же тебя интересует?
-Ох, уважаемый Корень, не могли бы вы просветить меня в мир окончания?-смущенно спросил мальчик.
-Ну конечно! Окончание, конечно, не самая важная часть слова, но оно позволяет изменять его как угодоно! Была у нас история- исчезло окончание. Пропало без следа. И никто не мог его найти, и такая неразбериха случилась- это просто ужас какой-то!.Люди разговаривали друг с другом как с иностранцами!
-А как это?-удивился Олег.
-Нууу, например: "Простить, не ваш ли это перчатк?" "О да, конечно это мой перчатк Вам больш!"
-Ого! Оказывается, окончание очень важно!
-Хах, ну еще бы!
-Олжа! Просыпайся, в школу опоздаешь,- послышался вдруг сладкий мамин голос.
Олежа по приходу в школу вспомнил всё, что ему рассказывал Корень, и написал контрольную/сочинение на пятёрку!
кохання – це велика сила, енергія, котра є йти вперед. кохання можна означити як головна сила, котрій невідома біль, страждання, руйнування. людина, відчуваюча на собі кохання, відкрита та природна. кохання стає окриляючим тільки тоді, коли у неї немає егоїзму та бажання насолоди. сила кохання є вижити у важкі часи, це величезне джерело енергії. лише усвідомлена та урівноважена любов здатна наповнити людину істинною силою. любов здатна розкрити найкращі якості, присутні у людинi. коли людина любить когось, то вона переживе навіть війну. заради коханої буде жити й справлятися с труднощами.