Тарас Бульба. Составить таблицу. Отразить в ней черты характера соответсвующие эпизода произведения. 1: Приезд Остана и Андрия домой. 2: Жизнь в Запорожской сечи. 3:Боевой подход. 4:последний день их жизни.
1. когда начало складываться летописание на руси? а) ix в. б) xii в. в) xi в. 2. какова цель летописания? а) подражание византийским хроникам б) сохранение для будущих потомков сведений о значительных событиях своего времени в) распространение христианства на руси 3. в каком городе древней руси создавалась «повесть временных лет»? а) москва б) чернигов в) киев г) новгород 4. кого считают автором «повести временных лет»? а) народ б) никона в) нестора г) князя владимира 5. каковы источники, на которые опирался автор летописей? а) предания б) устное народное творчество в) греческие, болгарские хроники г) былины д) мифы 6. изложение событий в «повести временных лет» строится по а) наказу князя б) воле автора в) принципу хронологического изложения событий г) принципу занимательности 7. почему события древней руси начинают описываться с легенды о сотворении мира? а) следование христианским канонам создания византийской хроники б) интерес автора к мировой в) осмысление руси как части мирового процесса 8. соотнесите понятия и определения: а) хроника б) летопись 1) жанр средневековой литературы, содержащий описание реальных и легендарных событий 2) повествование, основанное на достоверном изображении важных событий в их временной последовательности 9. каков основной смысл «повести о белгородском киселе»? а) изображение стойкости людей б) прославление ума и находчивости человека в) восхваление мудрости старца 10. черты каких фольклорных жанров проявились в «повести о белгородском киселе»? тест « » 1. в; 2. б; 3. в; 4. в; 5. а; 6. в; 7. а; 8. а — 2,6 — 1; 9. б; 10. а — народных сказаний. : подготовить сообщение о баснописце и. крылове (презентация и рассказ). 9. какой город был заложен князем владимиром после победы кожемяки над печенегами? а) ужгород б) переяславль в) ростов 10. какова основная мысль «сказания о кожемяке»? а) прославление духа и силы человека б) изображение превосходства человека мирного труда над воином — печенежским богатырем в) изображение величия человека г) осуждение бахвальства и хвастовства печенегов 11. какой художественный прием положен в основу создания образов кожемяки и печенежского воина? а) антитеза б) гипербола в) сравнение г) сопоставление 12. каков основной смысл «повести о белгородском киселе»? а) изображение стойкости людей б) прославление ума и находчивости человека в) восхваление мудрости старца 13. черты каких фольклорных жанров проявились в а) «повести о белгородском киселе» б) «сказании о кожемяке» тест « » 1. в; 2. б; 3. в; 4. в; 5. а; 6. в; 7. а; 8. а — 2,6 — 1; 9. б; 10. в, г; 11. а; 12. б; 13. а — народных сказаний, б — былин.
Удивляет даже не то, что рассказ написан более ста лет назад, а то, что проблемы, поднятые в нем, очень актуальны и по сей день. Чуткость, доброта, любовь – это несметные сокровища человечества во все времена. И не важно, сколько еще пройдет лет, сколько поколений прочтет этот небольшой рассказ И.Бунина, важно, что люди всегда будут откликаться на эти проблемы, их будут задевать эти строки. Обратите внимание на первые слова в этом произведении – «мой дорогой». Дядя обращается к своему маленькому племяннику не просто вежливо, а с нежностью, и это чувствуется. Он любит его, как родного сына, хотя и не одобряет шалости мальчика. Дядя подмечает даже самые мелкие детали, описывая внешность ребенка: «опустив глаза», «грустное личико». Женя – горячо любимый племянник и дядя этого не скрывает, хотя и признается, что сдерживает проявление своих чувств, чтобы «не баловать» ребенка. Неужели любовью, чуткостью и добротой можно малыша избаловать? Избалованный ребенок – это скорее результат отсутствия воспитания, чем обилия внимания и заботы о нем. Доброта дяди не ставится автором под сомнение, ведь он с горечью реагирует на «недостойное» поведение маленького проказника. Дяде неприятна сама ситуация ссоры, которая возникает вроде бы из-за незначительного недоразумения и он корит себя за излишнюю жесткость по отношению к Жене. Он чувствует себя так, словно «черт окотил» его «ушатом злобы», и даже «помутилось сознание». Дядя видит, как лицо ребенка «исказилось от ужаса» и готов сожалеть о содеянном, но остановиться уже не может, идет до конца и прогоняет племянника вон. И когда ребенок кричит и плачет от боли, обиды и обрушившихся на него несчастий, дяде становится «уже стыдно» и он начинает нервно курить, «не поднимая глаз». Если бы он был бездушным и черствым человеком, его ни за что не мучили бы угрызения совести, он бы не чувствовал боли, которую испытывал мальчик и уж тем более ни о чем бы не сожалел. Бабушка, которая все время пыталась вразумить Женю, защищала и поддерживала позицию дяди, также сильно любит и жалеет своего внука. Когда она слышит из-за двери крики мальчика о обращенные именно к ней, ей едва удается «усидеть на месте». По ней видно, как ее сердце «рвалось в детскую», но она вынуждена была крепиться, чтобы угодить другим взрослым и быть с ними заодно. Бабушка была последней надеждой мальчика на то, что хоть кто-то его и приголубит. У нее дрожали губы и брови, но она сдержала свой порыв чувств и не пошла к внуку, чтобы его успокоить. Свойственна ли чуткость и доброта маленькому Жене? Конечно. Его искреннее проявление чувств до глубины души трогает дядю, который всеми силами старается выглядеть строгим. Так, например, дядя описывает, как происходит обычно примирение между ним и его племянником после ссоры. В ответ на ласковое слово, мальчик «порывисто» кидается «целовать» дядю. При этом прижимается, крепко обвивая «руками шею», в избытке «беззаветной преданности» и «страстной нежности». По словам самого дяди, на такое искреннее проявление чувств только детство». Почему мальчик прижимается к взрослому после ссоры? Потому, что ищет у него сочувствия, ласки и понимания, поддержки и прощения. Дядя дал обещание мальчику, купить ему книжки и все необходимое для рисования, чтобы показать цифры и научить их рисовать. Поступок добрый, безусловно, но проблема в том, что дяде не хотелось заниматься немедленно, он решил все отложить до завтра. «Сердце» доброго взрослого «говорило» ему в этот момент, что он «совершает великий грех». Дядя осознает, что своими действиями он лишает маленького ребенка «счастья» и «радости», которую сулили ему занятия. Но мысль о том, что «вредно баловать» детей только утверждает его в намерении настоять на своем. После того, как крики и плач Жени затихают, дядя первым идет в детскую. Он видит подавленного и несчастного мальчика, заплаканного, тяжело вздыхающего, который играет «коробочками от спичек». Эта картина поразила рассудительного дядю и его «сердце сжалось». Не найдя защиты и ласки у взрослых, Женя сам себя развлекает нехитрыми играми. После дяди в детскую входят поочередно и мама, и бабушка, так как эта ссора не оставила их равнодушными. Они «качают головами», рассудительно беседуют с мальчиком, объясняя недопустимость такого поведения, и советуют попросить прощения у дяди. Заключительная сцена примирения приносит в семью долгожданный мир и покой, а в сердце маленького Жени настоящее счастье. Он искренне раскаивается, просит прощения у дяди и, наконец, получает возможность увидеть цифры. Ребенок упивается радостью и счастьем, жадно внимая каждому слову взрослого. А дядя с нежностью вдыхает аромат детских волос, разделяя восторг ребенка, и терпеливо изучает с мальчиком заветные цифры.