В наши дни Н.М. Языков стал как бы поэтом «для избранных», хотя стихи его по сути народные и для развития русского языка необходим вклад, внесенный им в сокровищницу нашего искусства. Стихи его бесценны как школа русской речи, как стихи Пушкина, как проза Гоголя. Бесценный вклад Языкова в литературу пока скрыт от многих читателей. Его книг почти никогда не увидишь в магазинах, их можно найти только в редкой библиотеке. А ведь современники поэта считали, что на небосклоне русской поэзии сияют, как солнце и луна, два светила: Пушкин и Языков. Стихи их читались наизусть. Пушкина считали сложней и утонченней; Языкова, особенно в зрелые годы творческой жизни, - возвышенней и чище; говорили, что с пера его стекают не чернила, а перлы, а под пером играют радуга и солнце. Осенью 1829 года поэт уехал из Москвы в Симбирск. Там, в Симбирске, был создан его знаменитый «Пловец» - стихи о мужественном преодолении бурь житейского моря, о торжестве света, о победе над невзгодами жизни, о победе человека над судьбой. Идея стихотворения прозрачна: вера в победу над невзгодами жизни. Мастерство поэта проявляется в том, что эту идею он выразить и в звуковой инструментовке своего стихотворения «Пловец». Да, рисовать звуками умеют не только певцы, но и художники слова. Звуки создать впечатление довыразить в выполнении живописных задач, они аккомпанируют мысли, чувству, настроению. В лучших произведениях словесного искусства звуковая инструментовка – средство, а не цель. Ритм и инструментовка служат единой цели: в одной строфе дать почувствовать динамику бури на море, написать предельно выразительную картину. И свою картину Языков пишет не только словами, но и звуками и ритмом. Вот это и есть та «музыкальная соответственность» между содержанием и формой, которую поэт – декабрист Одоевский считал «правилом истинного стихотворства».
Александр Иванович Куприн — великий русский писатель. Он писал повести, рассказы, романы. В них действуют простые люди, причем очень разные и интересные. Мы можем по его рассказам узнать о том, как жили люди в его время. Рассказ «Белый пудель» написан о бродячих цирковых артистах. Их трое: дедушка Мартын, мальчик Сергей и пудель Арто. Они живут на море, ходят по селеньям и показывают всякие трюки. Только им за это мало платят. Но они не унывают, потому что они вместе и очень сильно дружат. Крепкая дружба им жить. Но однажды случилась беда: мальчик Трилли, которому они показывали представление, захотел отобрать у них пуделя. Им предложили денег, но дедушка отказался, потому что друзей не продают. Но капризный мальчик привык, что его желания всегда выполняются. Тем более, пудель был очень красив, умен и хорошо выполнял всякие трюки. Но Трилли не знал, что он выполняет эти трюки потому, что к нему хорошо относились, потому что он такой же артист, как и дедушка Мартын, и мальчик. Когда пуделя похищают, артисты сразу же начинают думать, как его Здесь появилась проблема, потому что у дедушки какой-то неправильный паспорт и его самого могут посадить в тюрьму. Но им нельзя оставаться без пуделя, потому что друзей не бросают в беде. Тогда Сергей ночью пробирается на дачу и забирает собачку. Так Куприн хочет нам показать, что среди бедных только и осталась настоящая дружба. И продавать своих друзей нельзя ни за какие деньги.
Бесценный вклад Языкова в литературу пока скрыт от многих читателей. Его книг почти никогда не увидишь в магазинах, их можно найти только в редкой библиотеке.
А ведь современники поэта считали, что на небосклоне русской поэзии сияют, как солнце и луна, два светила: Пушкин и Языков. Стихи их читались наизусть. Пушкина считали сложней и утонченней; Языкова, особенно в зрелые годы творческой жизни, - возвышенней и чище; говорили, что с пера его стекают не чернила, а перлы, а под пером играют радуга и солнце.
Осенью 1829 года поэт уехал из Москвы в Симбирск. Там, в Симбирске, был создан его знаменитый «Пловец» - стихи о мужественном преодолении бурь житейского моря, о торжестве света, о победе над невзгодами жизни, о победе человека над судьбой.
Идея стихотворения прозрачна: вера в победу над невзгодами жизни.
Мастерство поэта проявляется в том, что эту идею он выразить и в звуковой инструментовке своего стихотворения «Пловец».
Да, рисовать звуками умеют не только певцы, но и художники слова. Звуки создать впечатление довыразить в выполнении живописных задач, они аккомпанируют мысли, чувству, настроению. В лучших произведениях словесного искусства звуковая инструментовка – средство, а не цель.
Ритм и инструментовка служат единой цели: в одной строфе дать почувствовать динамику бури на море, написать предельно выразительную картину. И свою картину Языков пишет не только словами, но и звуками и ритмом. Вот это и есть та «музыкальная соответственность» между содержанием и формой, которую поэт – декабрист Одоевский считал «правилом истинного стихотворства».