Суммативное оценивание за раздел «Тема Рождества в литературе» Подраздел Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
Цель обучения 6.2.1.1 Определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка)
6.2.2.1 Определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет жанр
• Определяет основную мысль произведения
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 мин
Задания
1. Определите жанр произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Аргументируйте свой ответ (назовите не менее 3-х признаков жанра).
2. Какова основная мысль произведения?
3. Сделайте вывод, чему учит читателей данное произведение.
Критерии оценивания № задания Дескриптор
Обучающийся
Определяет жанр произведения 1 определяет жанр произведения; 1
называет 1-й признак жанра; 1
называет 2-й признак жанра; 1
называет 3-й признак жанра; 1
аргументирует свой ответ; 1
Определяет основную мысль произведения 2 определяет основную мысль произведения; 1
Делает вывод 3 делает вывод о том, чему учит читателей данное произведение. 1
Всего 7
10
Маугли — человеческий ребёнок, воспитанный волками.
Багира — чёрный леопард, лучший друг Маугли.
Балу — медведь, воспитатель волчат, друг Маугли. ...
Шерхан — тигр, главный злодей, самый страшный из джунглей, враг Маугли. ...
Табаки — шакал, прихвостень Шерхана, враг Маугли. ...
Акела — вожак волчьей стаи, друг Маугли
Ракша — волчица, приёмная мать Маугли.
Волк-отец — приёмный отец Маугли.
Серый брат — сын Ракши, вместе с которым рос Маугли.
Мессуа — приёмная мать Маугли, когда он вернулся к людям.
Бульдео (Бальдео) — деревенский охотник, враг Маугли.
Бандар-лог — обезьянья стая, похитившая Маугли. В некоторых переводах это слово употребляется во множественном числе.
Хатхи (Хати) — слон.
Чиль (в американском издании — Ранн) — коршун. В некоторых переводах — ястреб. У Киплинга — kite, так называют всех птиц семейства ястребиных, в том числе и коршунов. Но скорее всего речь идёт именно о коршуне, которому более свойственно питаться падалью, поскольку Киплинг называет падаль основной пищей Чиля.
Рыжие псы — стая красных волков, враги Маугли. Погибли в схватке с волками.
Манг — нетопырь или просто летучая мышь.
Икки (в раннем варианте Сахи) — дикобраз.
Мао — павлин.
Рама — вожак стада буйволов, которых Маугли, вернувшись к людям.
Белый котик — морской котик, отыскавший для своих родичей безопасные острова. В действительности среди котиков встречаются альбиносы, но они не доживают до взрослого возраста.
Морской Ловец — отец белого котика.
Морской Волшебник — морж.
Маленький Тумаи — мальчик-индус, сын погонщика слонов.
Кала Наг — ручной слон. Кала Наг в переводе означает Чёрный Змей.
Двухвостка — боевой слон.
Билли — «мул для переноски казённой части пушки номер два, из первой батареи горных орудий».
Влитературе есть много рассказов, учащие читателей доброте, состраданию. Без этого жизнь любого человека невозможна. Умение сострадать является показателем любви и человечности людей.
Яркими примерами таких произведений являются "Юшка" и "Кусака", рассказы двух разных авторов. В этих произведениях разные персонажи, разные ситуации, но есть в них одно общее: бессердечность людей, их равнодушие, показанные особенно четко.
Главный персонаж рассказа "Кусака" — одинокая собака. В ее одиночестве виноваты в первую очередь люди. Одни презрительно относились к ней, другие, наоборот, не замечали ее, а когда кто-то бил и бросал в собаку палки, старались не обращать внимания. А те "добрые" люди, приручившие эту «героиню», сделали ее объектом игры и веселья, хотя и заботились о животном. Эти люди были равнодушны к дальнейшей судьбе собаки, с осенними холодами эти "хозяева" бросили животное. Дальше судьба Кусаки становится такой же, как раньше. Люди будут поступать так же, обрекая собаку на одиночество. В ее душе поселились лишь боль и обида на людей. Потому эта дворняжка стала очень злой «кусакой».
Юшка — главный персонаж рассказа Платонова., выступающий куклой для битья. Он выбросить злость, а не растрачивать ее между собой. Он не отвечал на издевательства, молча сносил их. Этим герой рассказа еще больше раздражал окружающих.
Духовно Юшка был выше других. Он любит природу и людей, потому он и терпит от них жестокость. Таким он является перед читателями. Остальные персонажи, описанные в рассказе, жестокие люди, чуждые таким понятиям как доброта с милосердием, сочувствие. Исключение составляла девушка, которая выучилась, благодаря Юшке и приехала лечить того, кому она обязана была всем. Жалко, что понимание ошибок приходит к ним лишь после гибели Юшки. Погиб этот человек, впервые попытавшись защитить себя.
После его смерти оказалось, что человек этот воспитывал девочку-сироту, как свою дочку. Он сам часто не доедал, ходил в рванье, но девочка была накормлена всегда. Девочка выросла, благодаря Юшке стала врачом. Она часто бесплатно лечила сельчан. Юшка был очень добрым, но в сострадании не нуждался до последнего дня. Герой рассказа придумал себе как бы два мира. В первом он делал доброе дело, живя ради другого человека. Во втором, злом, он служил мишенью для людей, которым нужно было расслабиться и снять стресс тем, чтобы обижать других.