СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ Суммативное оценивание за раздел «Нравственный выбор человека» Подраздел И.С. Тургенев «Муму» Цель обучения
6.2.1.1 Определять жанр и его признаки (рассказ, повесть, пьеса-сказка)
6.2.4.1 Анализировать эпизоды драматических и прозаических произведений, важные для характеристики главных героев
Критерии оценивания
Обучающийся
• Определяет жанр и его основные признаки
• Анализирует эпизод произведения.
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание Навыки высокого порядка Время выполнения 20 мин
Задание 1.
ответьте на вопросы.
1. Жанр произведения И.С. Тургенева «Муму»
A) сказка B) повесть C) рассказ D) басня E) роман
2. Укажите признаки, соответствующие произведению И.С. Тургенева «Муму»
A) широкое изображение жизни, ряд событий, большое количество героев
B) средняя эпическая форма, малое количество героев, короткий промежуток времени
C) небольшой объем, небольшое количество героев, кратковременные события
D) стихотворная форма, нравоучительный характер, содержит мораль
E) волшебный или бытовой характер, связан с устным народным творчеством
Задание 2. Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму». Сделайте письменный анализ эпизода, опираясь на вопросы.
1. Какие черты характера Герасима раскрываются в данном эпизоде?
2. Что хочет сказать автор, описывая его внешность и поведение?
3. Каково, по вашему мнению, отношение автора к Герасиму?
4. Какую роль играет этот эпизод в рассказе?
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без лошаденки, взрезывал упругую грудь земли. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастья, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму — тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником. Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле… Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги… Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык, наконец, к городскому житью. Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить. И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность.
Критерии оценивания № задания Дескриптор
Обучающийся
Определяет жанр и его основные признаки:
определяет жанр произведения; 1
определяет основные признаки жанра; 1
Анализирует эпизод произведения:
называет черты характера Герасима; 1
анализирует поведение героя; 1
определяет авторское отношение к герою; 1
определяет роль эпизода в произведении. 2
ОЧЕНЬ НАДО
Костылина и Жилина схватили и привезли на рассвете в аул. Татары собрались в круг, чтобы обсудить, что делать с ними. Одни предлагали подальше в горы отослать их, а один старик предложил их убить. Абдул спорил, говорил, что он за них деньги отдал, значит он за них и выкуп возьмет. Старик, который был за то, чтобы их убить, говорил, что ничего они не заплатят, а только беды наделают. И жалко кормить их, надо убить.
Жилин соглашается написать письмо, хотя и пишет его на неверный адрес. Костылин же полагается на судьбу, отказываясь платить большой выкуп.
Объяснение:
Еще в первом действии сообщается, что Шпекин большой любитель читать чужие письма «не то чтоб из предосторожности, а из любопытства» . Он даже коллекционирует наиболее понравившиеся ему письма. К тому же сам Городничий, обеспокоенный «проклятым инкогнито» , попросил его «ради общей пользы» распечатывать всякое входящее и исходящее письмо, чтобы узнать, не содержится ли в нем какого-нибудь донесения.
Это простодушный до наивности и глупости человек, смотрящий на жизнь как на собрание интересных историй, которые он прочитывает в распечатываемых им письмах.
"... его эпистолярные функции играют в развитии сюжета очень значительную роль. Поручая почтмейстеру “немножко распечатать” и почитать все входящие и выходящие письма, городничий не просто бесстыже переступает эпистолярный этикет, он роет яму своему престижу. Роль почтмейстера замечательна именно своим предельным простодушием. Выслушав задание городничего, Шпекин с детской непосредственностью начинает рассказывать о том, что распечатыванием и чтением чужих писем он занимается регулярно, а некоторые письма он, вообще, оставляет у себя “нарочно”. Причем это дикое заявление, которое должно возмутить всех чиновников, оставляет их совершенно равнодушными, так как в данный момент они заняты только своими, далекими от эпистолярных, проблемами. Этим достигается комический эффект, и Шпекин, почти официально, облекается “эпистолярной” властью. Городничий разрешает почтмейстеру стать цензором “входящих и выходящих писем”, не подозревая, что главный удар обрушится на него. "