Поэт обобщает частный случай, придаёт ему философское звучание. Конкретное летописное повествование даёт ему возможность высказать главную мысль произведения:
Смерть в краю родном Милей, чем слава на чужбине!
Любопытно и то, что героями стихотворения являются половецкие ханы, исконные исторические враги Руси, однако для А. Майкова главное – чувство глубокой любви к Родине, органически присущее, по мнению поэта, любому человеку, поэтому ему в данном случае не важно, кто наделен этим высоким чувством: русский человек или половец.
Перерабатывая исходный текст, поэт выявляет скрытые в нём возможности эмоционального воздействия, в итоге документальный материал приобретает такое свойство художественного сочинения, как глубокий психологизм, а внутреннее состояние героя раскрывается через его переживания, эмоции.
Один из исследователей творчества А. Майкова писал: «…стих у него в «Емшане» чеканный, и лишних слов нет». На мой взгляд, это точное определение. Наверное, поэтому выразительные средства языка стихотворения скупы: мы можем наблюдать обилие инверсий автору, а вслед за ним и читателю верно расставить акценты, да эпитеты, без которых невозможно ни одно художественное произведение. Всё это на первый план выдвинуть событийную сторону и через художественные детали понять внутренний мир героя:
Наутро, чуть осел туман И озлатились гор вершины, В горах идёт уж караван – Отрок с немногою дружиной.
Минуя гору за горой, Всё ждет он – скоро ль степь родная, И вдаль глядит, травы степной Пучок из рук не выпуская.
Пучок травы степной, который герой не выпускает из рук, его нетерпеливое вглядывание вдаль подчёркивают основную мысль произведения: жизнь без Родины для человека невозможна.
Сталинград Режиссер: Юрий ОзеровСценарист: Юрий ОзеровОператоры: Игорь Слабневич, Владимир Гусев (VI)Композитор: Юрий ЛевитинХудожники: Владимир Кирс, Феликс ЯсюкевичПродюсер: Геррит ЛистСтрана: СССР, США, ГДР, ЧехословакияПроизводство: Мосфильм, Уорнер Бразерс (США), при участии Грио Энтертейнмент Груп (США), Баррандов (ЧССР), ДЕФА (ГДР)Год: 1989Премьера: февраль 1990 (Москва)Cерий: 2Актеры: Пауэрс Бут, Любомирас Лауцявичюс, Сергей Никоненко, Фернандо Альенде, Михаил Ульянов, Валерий Цветков, Борис Невзоров, Арчил Гомиашвили, Ахим Петри, Рональд Лэйси, Вадим Лобанов, Гюнтер Юнганс, Сергей Гармаш, Андрей Смоляков, Оксана Фандера, Фёдор Бондарчук, Оксана Фомичёва, Олег Уткин, Ольга Лебедева, Лариса Шахворостова, Николай Крючков, Виталий Розстальный, Бруно Фрейндлих,Александр Голобородько, Евгений Буренков, Николай Засухин, Владимир Трошин, Вячеслав Езепов, Т. Голадзе, Александр Кудинов, Роман Греков,Олег Урюмцев, Герберт Дмитриев, Борис Левкович, Зигфрид Фосс, Эрнст Хайзе, Эрих Тиде, Герд Михаэль Хеннеберг, Хельмут Хельсторф, Карел Вейржик, Херберт Штурм, Хорст Шульцеполный список актёровЖанр: военный фильмКонец весны 1942 года. На советско-германском фронте временное затишье. Обе стороны перешли к обороне и начали готовиться к летней кампании. Сталин считал, что у страны нет достаточных сил и средств, чтобы развернуть крупные наступательные операции. Он думал, что надо ограничиться активной стратегической обороной. Гитлер же планировал сосредоточить все основные силы на южном направлении, выйти в Волге и захватить Сталинград и Астрахань, а затем Кавказ. Немцы перешли в наступление.
Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!
Любопытно и то, что героями стихотворения являются половецкие ханы, исконные исторические враги Руси, однако для А. Майкова главное – чувство глубокой любви к Родине, органически присущее, по мнению поэта, любому человеку, поэтому ему в данном случае не важно, кто наделен этим высоким чувством: русский человек или половец.
Перерабатывая исходный текст, поэт выявляет скрытые в нём возможности эмоционального воздействия, в итоге документальный материал приобретает такое свойство художественного сочинения, как глубокий психологизм, а внутреннее состояние героя раскрывается через его переживания, эмоции.
Один из исследователей творчества А. Майкова писал: «…стих у него в «Емшане» чеканный, и лишних слов нет». На мой взгляд, это точное определение. Наверное, поэтому выразительные средства языка стихотворения скупы: мы можем наблюдать обилие инверсий автору, а вслед за ним и читателю верно расставить акценты, да эпитеты, без которых невозможно ни одно художественное произведение. Всё это на первый план выдвинуть событийную сторону и через художественные детали понять внутренний мир героя:
Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идёт уж караван –
Отрок с немногою дружиной.
Минуя гору за горой,
Всё ждет он – скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.
Пучок травы степной, который герой не выпускает из рук, его нетерпеливое вглядывание вдаль подчёркивают основную мысль произведения: жизнь без Родины для человека невозможна.