Бирюк жил в убогой избенке, низенькой, закоптелой, даже без полатей. Автор признает, что сердце у него заныло, когда он вошел в нее. Здесь обитает тот самый лесник Бирюк, который отдал все силы тела и души на службу барину. И за ту убогую хибарку, за хлеб и воду служит ему этот великан. Все окрестные мужики боялись его: Бирюк был молодец высокого роста, плечист и сложен на славу. Недаром про него кругом говорили: ничем не возьмешь – ни вином, ни деньгами. Это рыцарь долга. Но иногда подходила такая минута, что его служебная стойкость подвергалась испытанию, и долг уступал место чувству жалости. Такой случай и передает автор. Бирюк со двора своего услышал удары топора в лесу и сейчас же направился туда и настиг вора на месте. Схватив, связал его Бирюк и привел на свой двор, мокрого, в лохмотьях, с дрянной лошаденкой. Мужичок стал молить о пощаде и просил его отпустить, оправдываясь тем, что воровал с голодухи, приказчиком разорен. «Детки пищат, круто во как приходится». Он просил отпустить лошаденку – один живот и есть. Но Бирюк не сдается, еще молит мужик, но напрасно. Тогда он не выдержал, горе и отчаяние развязало язык, и послышалась ожесточенная брань в адрес жестокого лесника. «На, душегубец окаянный, пей Христову кровь, зверь, зверь, зверь!» – Молчать!» – загремел лесник и уже подступил было к нему с поднятыми руками, а мужик все не унимается, все грозит. Но Бирюк схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза и вытолкнул вон. «Убирайся к черту со своей лошадью, да смотри, в другой раз у меня … » Куда девалась его испытанная верность долгу? Где его гнев, которого естественно было ожидать в таком человеке? И долг, и самолюбие – все это растаяло в лучах живого теплого участия к несчастному вору. И Тургенев, уходя от Бирюка, сказал ему: «Удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый».
Явление 1 первой части комедии Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" начинается с того, что городничий, Антон Сквозник-Дмухановский, сообщает чиновникам города Эн пренеприятнейшее известие: "К нам едет ревизор". Новость пугает чиновников, потому что они знают, сколько непорядков можно найти в местном хозяйстве.
Во втором явлении является почтмейстер. Городничий предлагает распечатывать на почте и читать письма "из предосторожности". Почтмейстер говорит, что давно уже это делает - из любопытства. В третьем явлении к городничему прибегают Бобчинский и Добчинский - два местных помещика. Они наперебой рассказывают о постояльце городской гостиницы, который ведет себя подозрительно, и предполагают, что он и есть ревизор.
Потом Городничий зовёт квартального и велит ему немедленно вымести улицу, ведущую к трактиру. Городничий надевает мундир и шпагу и собирается ехать к "ревизору".
В конце первого действия, в шестом явлении, появляются Анна Андреевна и Мария Антоновна - жена и дочь городничего. Им очень любопытно, что за ревизор приехал и как он выглядит.
Явление 1 первой части комедии Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" начинается с того, что городничий, Антон Сквозник-Дмухановский, сообщает чиновникам города Эн пренеприятнейшее известие: "К нам едет ревизор". Новость пугает чиновников, потому что они знают, сколько непорядков можно найти в местном хозяйстве.
Во втором явлении является почтмейстер. Городничий предлагает распечатывать на почте и читать письма "из предосторожности". Почтмейстер говорит, что давно уже это делает - из любопытства. В третьем явлении к городничему прибегают Бобчинский и Добчинский - два местных помещика. Они наперебой рассказывают о постояльце городской гостиницы, который ведет себя подозрительно, и предполагают, что он и есть ревизор.
Потом Городничий зовёт квартального и велит ему немедленно вымести улицу, ведущую к трактиру. Городничий надевает мундир и шпагу и собирается ехать к "ревизору".
В конце первого действия, в шестом явлении, появляются Анна Андреевна и Мария Антоновна - жена и дочь городничего. Им очень любопытно, что за ревизор приехал и как он выглядит.