Композиция «держит» элементы целого, скрепляет отдельные части произведения; в то же время она самим расположением и соотношением образов выражает художественный смысл.
Основные композиционные приёмы — это повтор, усиление, противопоставление и монтаж.
Сочетание повтора и противопоставления (зеркальная композиция) — основной композиционный принцип рассказа. Противопоставление заложено уже в названии: во время бала — «После бала».
В рассказе противопоставлены друг другу и образы, и персонажи, и художественные детали.
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению.1 посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. 2 часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.
Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедлисть происходящего. С контрастного приёма можно глубже ощутить весь сюжет произведения, задумку автора
Композиция «держит» элементы целого, скрепляет отдельные части произведения; в то же время она самим расположением и соотношением образов выражает художественный смысл.
Основные композиционные приёмы — это повтор, усиление, противопоставление и монтаж.
Сочетание повтора и противопоставления (зеркальная композиция) — основной композиционный принцип рассказа. Противопоставление заложено уже в названии: во время бала — «После бала».
В рассказе противопоставлены друг другу и образы, и персонажи, и художественные детали.
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению.1 посвящена описанию бала — яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. 2 часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.
Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедлисть происходящего. С контрастного приёма можно глубже ощутить весь сюжет произведения, задумку автора
Зьмітрок Бядуля "На Каляды к сыну"
План:
1)Хмаркі насіліся над лесам,старая хата ўдавы.
2)Тэкля, жонка нябожчыка Цыпрука, палясоўшчыка пана.
3)Думкі пра сына - яе скарб,адна надзея.
4)Панская апека,вучоба і ад'езд сына ў горадзе.
5)Туга адзінокай старой і апошняе Каляды.
6)У горад да сына,мары маці.
7)Ва ўчастак,пошукі сына-адваката.8)Жабрачка на парозе панскага дома.
9) Сустрэча-Ідзі, старая! Я цябе... не ведаю..
10)Старая, галодная маці на маставой,трехрублевые ад пана на тратуары.