развитие действия в художественном произведении включает в себя несколько стадий: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог.
экспозиция (от латинского expositio — изложение, объяснение) — предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. экспозиция мотивирует поведение персонажей. экспозиция может быть прямой, то есть стоящей в начале произведения, или задержанной, то есть находиться в середине или конце произведения. например, сведения о жизни чичикова до его приезда в губернский город даны в последней главе первого тома «мертвых душ» гоголя. задержанная экспозиция обычно придает произведению таинственность, неясность.
завязка — это событие, которое является началом действия. завязка или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создает («завязывает») конфликты. например, завязкой в комедии гоголя «ревизор» является получение городничим письма, в котором сообщается о приезде ревизора.кульминация (от латинского сulmen — вершина) — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме. так, в драме островского «гроза» кульминация — признание катерины. чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести напряжение действия только к одной кульминации. кульминация является самым острым проявлением конфликта и в то же время подготавливает развязку действия.
развязка — исход событий. это итоговый момент в создании художественного конфликта. развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. такова, например, так называемая немая сцена в «ревизоре» н. гоголя, где «развязаны» все сюжетные узлы комедии и дана завершающая оценка характеров персонажей. развязка может разрешать конфликт (фонвизин «недоросль»), но может и не устранять конфликтных ситуаций (в «горе от ума» грибоедова, в «евгении онегине» пушкина главные герои остаются в сложных ситуациях).
эпилог (от греческого epilogos — послесловие) — всегда заключает произведение. в эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. например, достоевский в эпилоге «преступления и наказания» сообщает о том, как изменился на каторге раскольников.
лирическое отступление — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. таковы, например, лирические отступления в романе пушкина «евгений онегин», в «мертвых душах» гоголя.
Весть много рассказов о настоящей дружбе, но мне в особенности понравился рассказ а. и. «белый пудель». автор написал его, основываясь на реальных событиях. на его даче в крыму часто появлялась бродячая группа цирковых артистов, которые нравились его сыну, а ему запали в душу. несмотря на то, что автор принадлежал к богатому сословию, он всегда симпатизировал детям «из низов» и искренне восхищался их душевной простотой и благородством. главные герои рассказа «белый пудель» – старик-шарманщик лодыжкин, отважный мальчик-сирота серёжа и белая цирковая собачка по кличке арто.все вместе они путешествуют по побережью крымы и цирковые представления. однако зрители разные. одни щедро их, несмотря на то, что шарманка у них уже старая и музыка давно не та. другие смотрят представление и считают ненужным платить за него. но самых худших зрителей артисты повстречали на даче с символичным названием «дружба». там проживала одна богатая с восьмилетним сыном и целой свитой слуг. мальчика все называли трилли и потакали всем его капризам. одним из таких капризов стало любой ценой завладеть белым пуделем бродячих артистов. предлагала лодыжкину баснословные деньги. на такую сумму он мог купить трактир и больше не бродяжничать, но арто он не продал.этого белого пуделя шарманщик сравнивал с лучшим другом и почти что братом. он воспитал его с самых малых лет и знал, что вернее друга у него не может быть. поэтому ни за какие деньги дед мартын не собирался продавать своего пуделя. с его слов сережа узнал, что такое настоящая дружба и верный друг. сам мальчик не менее дорог для шарманщика. ведь он его отобрал в семилетнем возрасте у какого-то забулдыги. сережа, в свою очередь, ценит и уважает лодыжкина. обладая бесстрашным характером, он решается на то, что многие не смогли бы сделать. когда дворник богатой барыни заманивает арто колбасой и крадет его, сережа, рискуя жизнью, возвращает лодыжкину лучшего друга, так как его до глубины души ранили слезы старика.на самом деле, сережу тоже можно назвать его лучшим другом. ведь не всякий решится на такой поступок ради другого человека. старался писать этот рассказ понятным языком, так чтобы даже дети поняли суть произведения. более того, он хотел донести до читателя, что, увы, только среди бедных и осталась настоящая дружба. ведь продавать своих друзей нельзя, ни за какие деньги. на мой взгляд, такие рассказы, как «белый пудель» формируют нравственное начало в детях и вселяют в юного читателя оптимизм.
развитие действия в художественном произведении включает в себя несколько стадий: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог.
экспозиция (от латинского expositio — изложение, объяснение) — предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. экспозиция мотивирует поведение персонажей. экспозиция может быть прямой, то есть стоящей в начале произведения, или задержанной, то есть находиться в середине или конце произведения. например, сведения о жизни чичикова до его приезда в губернский город даны в последней главе первого тома «мертвых душ» гоголя. задержанная экспозиция обычно придает произведению таинственность, неясность.
завязка — это событие, которое является началом действия. завязка или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создает («завязывает») конфликты. например, завязкой в комедии гоголя «ревизор» является получение городничим письма, в котором сообщается о приезде ревизора.кульминация (от латинского сulmen — вершина) — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме. так, в драме островского «гроза» кульминация — признание катерины. чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести напряжение действия только к одной кульминации. кульминация является самым острым проявлением конфликта и в то же время подготавливает развязку действия.
развязка — исход событий. это итоговый момент в создании художественного конфликта. развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. такова, например, так называемая немая сцена в «ревизоре» н. гоголя, где «развязаны» все сюжетные узлы комедии и дана завершающая оценка характеров персонажей. развязка может разрешать конфликт (фонвизин «недоросль»), но может и не устранять конфликтных ситуаций (в «горе от ума» грибоедова, в «евгении онегине» пушкина главные герои остаются в сложных ситуациях).
эпилог (от греческого epilogos — послесловие) — всегда заключает произведение. в эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. например, достоевский в эпилоге «преступления и наказания» сообщает о том, как изменился на каторге раскольников.
лирическое отступление — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. они, с одной стороны, тормозят фабульное развития произведения, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. таковы, например, лирические отступления в романе пушкина «евгений онегин», в «мертвых душах» гоголя.