Простакова убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: "Без науки люди живут и жили" и другие представители фамилии Простаковых "на боку лежа, летят себе в чины", а "покойник батюшка воеводою был 15 лет, и с тем скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить ". К процессу обучения, в комедии, подходят по-простаковски: "Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим "(Простакова). Главное-выделить средства, а чему и кто будет учить-вопрос второй. Скотинин:" Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки". Его отношение к учению очень ясно раскрывается в рассказе о дяде Вавиле Фалелеиче: "О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была головушка! … Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?" Митрофан:" Не хочу учиться, хочу жениться"."Все к чорту!" По словам Софьи: "Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет". Стародум провозглашает принципы разумного государственного устройства, нравственного воспитания и просвещения. Воспитание дворянина, по мнению Стародума, - дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем, воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души "просвещеннейшая умница – жалкая тварь", "Невежда без души - зверь". Воспитание должно опираться на силу положительного примера и "своим критерием положить благо отечества". "Прямую цену уму дaет блaгонрaвие. Без него умный человек - чудовище". “Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время… Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие… Главная цель всех знаний человеческих - благонравие" По мнению Стародума, монарх должен быть примером благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество нуждается в изменении ориентиров, воспитании гуманизма, доброты, уважения и любви к ближнему и своей Родине. "Воспитание дворянина, по мнению Стародума, - дело государства". "Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца". Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души "просвещеннейшая умница- жалкая тварь". Правдин и Стародум, отважно ведут борьбу с крепостниками. Простакова:"...С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!" Скотинин: "...Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?.." Скотинин "выжимает" всё, что можно, из своих крестьян: "...весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь..." "...а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду..." Они безоговорочно осуждают помещичий произвол, ограбление и насилие над крестьянами. Стародум:" Угнетать рабством себе подобных беззаконно". Главной своей задачей не только по должности, но и "из собственного подвига сердца" Правдин считает наблюдение над теми помещиками, которые, "имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно".
1.Всі пісні поета були напралені для народу, підняття настрою та радості.
Епізоди:
поет задаром допоміг лицареві написати йому пісню, щоб завоювати серце коханої.
поет читав всім бажаючим свої захоплюючі твори за будь що (так він і виживав)
Образи:
поет, молодь, яка його слухала
2.Пробеми людського щастя в тому, що матеріальні блага (кошти) для людей важливіші ніж звичайне людське щастя.
Епізоди:
здивування лицаря, коли поет відмовився від за до життя в його оселі.
поет відмовився від грошей за пісню, яку той написав лицареві.
Образи:
лицарь, охотники, піддані лицаря