Кратко 1.В рассказе В. Набокова "Рождество" бабочка символ жизни и смерти, возрождения. После похорон Слепцов хотел умереть, даже удивлялся, что он жив,что он чувствует "как ноют зубы из-за мороза", но он изменил свое мнение когда увидел индийского шелкопряда, который устоял всем трудностям и выжил.
2.Владимир Набоков больше известен широкому кругу любителей хорошей литературы как писатель, но лишь немногие знают, что он прославился среди энтомологов своими исследованиями о бабочках. Он хорошо знал их, всю жизнь охотился на бабочек, изучал их строение и образ жизни, коллекционировал редкие экземпляры. Он даже изобрел очень сложный метод исследования рисунка крыльев бабочки. Эти прекрасные и удивительные существа были так же интересны Набокову, как и писательство.
Не поэтому ли и в его произведениях бабочки появляются достаточно часто, им отведена своеобразная роль символов. Кроме рассказа «Рождество» образ бабочек представлен в романе «Приглашение на казнь», «Другие берега», «Разноцветная бабочка», «Удар крыла», «Дар». В текстах писателя вы найдете более 570 упоминаний о бабочках.
Вот одно из поэтических описаний бабочки, сделанное Набоковым, в котором проявились оба его таланта: поэтический и исследовательский:
Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой
сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен
вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.
Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
то припадая к коре, то обращаясь к лучам...
О, как ликуют они, как мерцают божественно!
Скажешь: голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.
Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!
Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.
Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,
крылья узнаю твои, этот священный узор.
Но вернемся к рассказу «Рождество» и посмотрим, в какой момент появляется из замерзшего кокона прекрасная и редкая бабочка. Это случается в минуту наибольшего, наисильнейшего выражения той бури переживаний, которая охватила Слепцова. Он понял, что не сможет больше жить, что умрет, умрет прямо в ночь на Рождество. И эта антитеза тотчас же находит свое дальнейшее развитие: бабочка из кокона появляется внезапно, в момент полного изнеможения страдающего человека. Она разворачивает свои темные бархатные крылья, и тогда наступает катарсис – Слепцов испытывает облегчение.
Из всего вышесказанного сделаем вывод: бабочка - символ души, воплощение душ умерших, символ дыхания, бессмертия, возрождения и воскресения.
Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» (В. Распутин).
Название произведения "Старший сын" наиболее удачное, так как её главный герой — Володя Бусыгин — вполне оправдал взятую на себя роль. Он Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всём проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он всё принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признаёт "старшего сына", старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как, в самый пик душевного кризиса, Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со "старшим сыном". Но, самое главное — Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же, по отношению к отцу, черствы. Васенька настолько увлечён своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но, его чувство эгоистично, ведь не случайно, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар и не раскаивается за сделанное. В характере этого юноши мало истинно лирического.
Нина — умная, красивая девушка и, при этом, практичная и расчётливая. Эти качества проявляются, например, в выборе жениха. Однако, эти качества были в ней преобладающими, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет её жизненную позицию. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в нестандартной ситуации, герои проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. "Положительность" устремлений делает его сильным и благородным.
Сильва, как и Володя, по сути, тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, как отец "напутствовал" его: "На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел". Вампилов, не случайно, сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, "сирота" Сильва — весёлый, находчивый, но циничный.
Подлинное его лицо открывается, когда он "разоблачает" Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины — Михаил Кудимов — человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймёшь. "Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен", — говорит о нём Вампилов. На самом же деле, ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако, представляет собой ярко выраженный тип "правильных" людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу.
Вовлечённая в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится ("разглядывает их с опаской, подозрением", "удаляется молча и боязливо") и ни во что не вмешивается.
Проблематика и главная идея произведения заявлены в самом названии драматического произведения.
Автор не случайно заменил первоначальное название "Предместье" на "Старший сын". Главное — не то, где происходят события, а то, кто участвует в них. Уметь думать, понимать друг друга, проявлять милосердие — вот, главная идея.
Кратко 1.В рассказе В. Набокова "Рождество" бабочка символ жизни и смерти, возрождения. После похорон Слепцов хотел умереть, даже удивлялся, что он жив,что он чувствует "как ноют зубы из-за мороза", но он изменил свое мнение когда увидел индийского шелкопряда, который устоял всем трудностям и выжил.
2.Владимир Набоков больше известен широкому кругу любителей хорошей литературы как писатель, но лишь немногие знают, что он прославился среди энтомологов своими исследованиями о бабочках. Он хорошо знал их, всю жизнь охотился на бабочек, изучал их строение и образ жизни, коллекционировал редкие экземпляры. Он даже изобрел очень сложный метод исследования рисунка крыльев бабочки. Эти прекрасные и удивительные существа были так же интересны Набокову, как и писательство.
Не поэтому ли и в его произведениях бабочки появляются достаточно часто, им отведена своеобразная роль символов. Кроме рассказа «Рождество» образ бабочек представлен в романе «Приглашение на казнь», «Другие берега», «Разноцветная бабочка», «Удар крыла», «Дар». В текстах писателя вы найдете более 570 упоминаний о бабочках.
Вот одно из поэтических описаний бабочки, сделанное Набоковым, в котором проявились оба его таланта: поэтический и исследовательский:
Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой
сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен
вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.
Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
то припадая к коре, то обращаясь к лучам...
О, как ликуют они, как мерцают божественно!
Скажешь: голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.
Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!
Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.
Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,
крылья узнаю твои, этот священный узор.
Но вернемся к рассказу «Рождество» и посмотрим, в какой момент появляется из замерзшего кокона прекрасная и редкая бабочка. Это случается в минуту наибольшего, наисильнейшего выражения той бури переживаний, которая охватила Слепцова. Он понял, что не сможет больше жить, что умрет, умрет прямо в ночь на Рождество. И эта антитеза тотчас же находит свое дальнейшее развитие: бабочка из кокона появляется внезапно, в момент полного изнеможения страдающего человека. Она разворачивает свои темные бархатные крылья, и тогда наступает катарсис – Слепцов испытывает облегчение.
Из всего вышесказанного сделаем вывод: бабочка - символ души, воплощение душ умерших, символ дыхания, бессмертия, возрождения и воскресения.
НАДЕЮСЬ ОЦЕНИШЬ И
Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» (В. Распутин).
Название произведения "Старший сын" наиболее удачное, так как её главный герой — Володя Бусыгин — вполне оправдал взятую на себя роль. Он Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всём проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он всё принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признаёт "старшего сына", старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как, в самый пик душевного кризиса, Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со "старшим сыном". Но, самое главное — Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же, по отношению к отцу, черствы. Васенька настолько увлечён своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но, его чувство эгоистично, ведь не случайно, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар и не раскаивается за сделанное. В характере этого юноши мало истинно лирического.
Нина — умная, красивая девушка и, при этом, практичная и расчётливая. Эти качества проявляются, например, в выборе жениха. Однако, эти качества были в ней преобладающими, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет её жизненную позицию. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в нестандартной ситуации, герои проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. "Положительность" устремлений делает его сильным и благородным.
Сильва, как и Володя, по сути, тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, как отец "напутствовал" его: "На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел". Вампилов, не случайно, сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, "сирота" Сильва — весёлый, находчивый, но циничный.
Подлинное его лицо открывается, когда он "разоблачает" Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины — Михаил Кудимов — человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймёшь. "Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен", — говорит о нём Вампилов. На самом же деле, ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако, представляет собой ярко выраженный тип "правильных" людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу.
Вовлечённая в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится ("разглядывает их с опаской, подозрением", "удаляется молча и боязливо") и ни во что не вмешивается.
Проблематика и главная идея произведения заявлены в самом названии драматического произведения.
Автор не случайно заменил первоначальное название "Предместье" на "Старший сын". Главное — не то, где происходят события, а то, кто участвует в них. Уметь думать, понимать друг друга, проявлять милосердие — вот, главная идея.
Объяснение: