Сравнение финалов повестей «Княжна Мери» и «Тамань»
Меняется, прежде всего, сам Печорин, отчего и меняются финалы в обеих повестях. Да, есть сближающее их, но Печорин (этот сближающий компонент) как раз в то же время и разделяет эти два финала, внешне похожие между собой.
И в финале «Тамани», и в финале «Княжны Мери» описан морской пейзаж. Вероятнее всего, это все же дань романтизму, но стоит сравнить само изображение, сам художественный метод создание пейзажа М.Ю. Лермонтовым.
В «Тамани» пейзаж до боли банален и реален, нет никакого намека на некий романтизм. Это грубый рисунок действительности, окружающей Печорина. Да и сам Григорий Александрович представляется суровым военным человеком, которого просто не могут интересовать какие-то романтические ценности. Как Печорин сам заявляет, он лишь подорожный офицер, да еще по казенной надобности. И ему плевать на все вокруг него, если это не возбуждает в нем животного интереса, животной страсти узнать нечто новое. И мир романтика, мир чувств ему все-таки еще чужд. Отчего и окружающая его природа не несет в себе чего-то легкого и таинственного.
В «Княжне Мери» все абсолютно по-другому: Печорин, обуреваемый томительной страстью к отвергнутому любовному поприщу, стенает в стенах крепости о своей нелегкой судьбе!.. О, как же это горько, быть одичалым героем-матросом, не к спокойствию и радости!.. Нет, не может его душа, столь привыкшая к военным страстям, к сумасшедшим схваткам, к желчным поединкам, к холодным встречам, отдаться в руки любви!.. От этого и пейзаж вокруг романтичен: это и дальние паруса, и милые серые тучи, это и вечное томление, это и взгляд бедного и одинокого узника сквозь решетку… Он не терпит однообразия и спокойствия, но так о нем мечтает…
Впрочем, это сугубо личный путь Печорина. Его выбор. Его судьба. Его свобода.
Сравнение финалов повестей «Княжна Мери» и «Тамань»
Меняется, прежде всего, сам Печорин, отчего и меняются финалы в обеих повестях. Да, есть сближающее их, но Печорин (этот сближающий компонент) как раз в то же время и разделяет эти два финала, внешне похожие между собой.
И в финале «Тамани», и в финале «Княжны Мери» описан морской пейзаж. Вероятнее всего, это все же дань романтизму, но стоит сравнить само изображение, сам художественный метод создание пейзажа М.Ю. Лермонтовым.
В «Тамани» пейзаж до боли банален и реален, нет никакого намека на некий романтизм. Это грубый рисунок действительности, окружающей Печорина. Да и сам Григорий Александрович представляется суровым военным человеком, которого просто не могут интересовать какие-то романтические ценности. Как Печорин сам заявляет, он лишь подорожный офицер, да еще по казенной надобности. И ему плевать на все вокруг него, если это не возбуждает в нем животного интереса, животной страсти узнать нечто новое. И мир романтика, мир чувств ему все-таки еще чужд. Отчего и окружающая его природа не несет в себе чего-то легкого и таинственного.
В «Княжне Мери» все абсолютно по-другому: Печорин, обуреваемый томительной страстью к отвергнутому любовному поприщу, стенает в стенах крепости о своей нелегкой судьбе!.. О, как же это горько, быть одичалым героем-матросом, не к спокойствию и радости!.. Нет, не может его душа, столь привыкшая к военным страстям, к сумасшедшим схваткам, к желчным поединкам, к холодным встречам, отдаться в руки любви!.. От этого и пейзаж вокруг романтичен: это и дальние паруса, и милые серые тучи, это и вечное томление, это и взгляд бедного и одинокого узника сквозь решетку… Он не терпит однообразия и спокойствия, но так о нем мечтает…
Впрочем, это сугубо личный путь Печорина. Его выбор. Его судьба. Его свобода.