Список вопросов для проведения зачёта
1. дайте определение понятию «фольклор», охарактеризуйте особенности этого вида искусства.
2. дайте определение пословицы и поговорки, примеры. что между ними сходного и различного? истолкуйте прямой и переносный смысл 5-6 пословиц и поговорок.
3. покажите тематическое разнообразие пословиц и поговорок, примеры и назовите художественные средства, которые использовал народ, создавая произведения этих жанров. как вы понимаете изречение в.и.даля: «пословица несудима»?
4. и причины возникновения . назовите основные черты, темы и жанры , примеры.
5. дайте определение летописи. каких летописцев вы знаете? какую летопись и почему можно назвать энциклопедией?
6. какие черты и жанра жития отразились в «повести о петре и февронии муромских»? в чем вы видите значение этого произведения для современного читателя?
80 можете ответить на 1 вопрос
1.Фолькло́р — устное словесное и музыкальное народное творчество.
Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация.
2.Пословица — это целое предложение со смыслом, а поговорка — лишь красивая фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок. Пословица содержит нравоучение, примету, предостережение или наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.
Пословицы:
" Не зная броду, не суйся в воду " - никогда ни при каких обстоятельствах не ныряй в незнакомом месте (прямое) , совершать поспешные необдуманные поступки (перен.) .
" От яблони -- яблочки, а от сосны шишки " - на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки (прямое) , в качестве переносного значения можно привести народное выражение: «От осины не родятся апельсины» , т. е. яблок на сосне не бывает.
" Цыплят по осени считают " – фактически, смотрят, сколько выжило, сколько уцелело (прямое) ,
сделанное дело судят по результату, ИЛИ: о результатах можно судить только когда дело уже закончено. (перен. )
Поговорки:
"Как две капли воды" - совершенно, очень сильно (похож, похожий, схож и т.п.). Говорят о полном, обычно внешнем, сходстве лиц, предметов, явлений.
"Как снег на голову" — неожиданно, внезапно.
«ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать» — о ком-, чем-л. таком прекрасном, что трудно вообразить, представить.
3.Учение
Век живи- век учись. Учиться никогда не поздно.
Работа
Делу время, потехе час. Поспешишь, людей насмешишь.
Время
Время -деньги. Время на время не приходит.
Время деньгу дает, а на деньги времени не купишь.
Мудрость
Семь раз примерь, а один раз отрежь.
В пословицах и поговорках применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения ("чужая душа – что темный лес"), метафоры, олицетворения ("хмель шумит – ум молчит", "ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"). Встречается в пословицах и художественный прием – тавтология ("от добра добра не ищут", "слыхом не слыхано, видом не видано").
Пословица не судима, так как ее тоже кто-то выдумал и это мнения того человека, и которая прижилась в народе.
4.Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства - Киевской Руси. Литература должна была укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской Руси.
Об истории мира рассказывали хронографы; об истории отечества — летописи, памятники исторической письменности и литературы Древней Руси, повествование в которых велось по годам. Они повествовали о событиях русской и мировой истории. Существовала обширная литература нравоучительных биографий — жития святых, или агиография. Большое распространение имели сборники коротких рассказов о жизни монахов. Такие сборники назывались патериками. Жанры торжественного и учительного красноречия представлены различными поучениями и словами. В торжественных словах, произносимых в церкви во время службы, прославлялись христианские праздники. В поучениях обличались пороки, прославлялись добродетели. В хождениях рассказывалось о путешествиях на святую землю Палестину.
5.Ле́топись — исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Летописцы — Бинвильский, Ян Семёнович; Варлаам (Палицын); Гейльприн, Иехиель бен-Соломон; Нестор Летописец.
Величайшей энциклопедией была «Летопись весны и осени господина Лю», законченная в 239 г. до н. э.Очевидно, что за организацией текста стоял некий нумерологический принцип.
6. В повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змее и сказка о мудрой деве.
Объяснение:
1.Фольклор-устное народное творчество
Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография)2. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания.
2.Погово́рка — краткое высказывание, имеющее буквальное или образное значение.
Пословица-Краткое народное изречение с назидательным смыслом.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда (для достижения результата необходимо приложить усилия)
Встречают по одежке, провожают по уму (важно первое впечатление о челевеке)
Волков бояться-в лес не ходить(нужно бороться со своими страхами)
Один в поле не воин (надо держаться вместе)
Любишь кататься-люби и саночки возить(для достижения результата необходимо приложить усилия)
Пословицы издавна создавались народом, на основе наблюдений и многолетнего опыта, поэтому никто не считает возможным пословицу неверно описывающую жизни
4.Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVIIв. Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы.Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства - Киевской Руси.
ЛЕТОПИСЬ
Описание исторических событий по «летам», то есть по годам. Восходит к древнегреческим хроникам.
«Повесть временных лет», «Лаврентьевская летопись», «Ипатьевская летопись»
ПОУЧЕНИЕ Духовное завещание отца детям. "Поучение Владимира Мономаха"
ЖИТИЕ (АГИОГРАФИЯ) Жизнеописание святого. "Житие Бориса и Глеба", "Житие Сергия Радонежского", "Житие протопопа Аввакума"
ХОЖДЕНИЕ (Описание путешествий.) "Хождение за три моря", "Хождение Богородицы по мукам"
ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ (Описание военных походов. )"Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище"
СЛОВО (Жанр красноречия.) "Слово о Законе и Благодати", "Слово о погибели Русской земли"
ЛÉТОПИСЬ
Женский род
1.
Погодная запись исторических событий, производимая современником.
"Древнерусские летописи"
2.
ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
То же, что история