Составьте сложный план к статье "самобытный русский писатель" Н. С. Лесков. Самобытный русский писатель
Н. С. Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловской губернии. Его предки были выходцами из духовенства. Отец Лескова, Семён Дмитриевич, не последовал традиции – он работал следователем в Орловской уголовной палате. Мать, Мария Петровна Алферьева, происходила из дворянского рода. Это была женщина сильной воли, властного характера, с крепкими жизненными навыками.
Из-за недостатка средств на обучение, родители отдали Николая богатым родственникам – в их доме он получил начальное образование. В десять лет Николай поступил в первый класс Орловской губернской гимназии.
В семье Лесковых было семеро детей, Николай – самым старшим. После ухода отца с должности семья переехала из Орла в село Панино. Именно здесь начинается познание писателем жизни народа, его языка.
В 1847 году Лесков поступил служить в Орловскую палату уголовного суда. Вскоре умирает от холеры отец. А потом сгорело всё имение Лесковых. Забота о семье легла на Николая.
В 1849 году Лесков переводится в Киев чиновником казённой палаты. В Украине писатель посещает лекции университета, изучает польский язык, увлекается иконописью, принимает участие в деятельности студкружка. У Лескова появляется глубокий интерес к живописи, литературе, архитектуре.
В начале карьеры литератора Н. С. Лесков сотрудничал со многими газетами и журналами Петербурга. Писатель нередко подписывался псевдонимом «Стебницкий». Статья Лескова о частых пожарах в губерниях вызвала травлю. Лесков вынужден был отправиться ща границу. Вернувшись на родину в 1863 году, писатель публикует серию очерков: «Из одного дорожного дневника», «Русское общество в Париже».
В 1863-1866 годах выходят первые повести «Житиё одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница». В них колоритно переданы удивительные образы.
В 1872 году появляется роман « Соборяне». В нём автор раскрывает тайну подлинной и мнимой веры.
В произведении «Левша» автор создал образ талантливого мастера-чудесника. Преданность родине, своему делу – душевная тайна героя.
Зрелые произведения Лескова имеют черты сатиры. «Незаметный след», «Соколий перелёт», «Заячий ремиз», «Чертовы куклы» публиковались с большими цензурными изменениями.
Особое место в творчестве писателя отводится святочному жанру. Первое такое произведение «Запечатлённый ангел» появилось в 1873 году, последнее «Пустоплясы» - в1893 году.
А кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить летним июльским утром по кустам. Вы раздвигаете мокрый от росы куст, и вас обдаёт тёплым запахом ночи. Ещё свежо, но уже чувствуется близость жары. Солнце всё выше. Вот уже стало жарко. Сквозь густые кусты орешника вы спускаетесь в овраг, где под самым обрывом таится источник. Вы напились и остаётесь в тени, дышите пахучей сыростью. Внезапно налетает ветер. Кругом ещё светит солнце, но на горизонте уже слабо сверкает молния. Туча накрывает свод тёмным рукавом, и вы прячетесь в сенном сарае. Как после грозы свеж воздух, как пахнет грибами и земляникой!
Но вот заря охватила пожаром полнеба, солнце садится. Вместе с росой на поляны падает алый блеск, от деревьев и кустов побежали длинные тени. Солнце село, синеет небо, воздух наливается мглою. Пора домой.
А то заложишь беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенками высокой ржи. Лес встречает тенью и тишиной. Вы едете по зелёной дорожке всё дальше. Лес глохнет, кругом дремотно и тихо. И как же этот лес хорош поздней осенью, когда в мягком воздухе разлит осенний запах. Вся жизнь развёртывается перед человеком, как свиток, и ничего ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму.
А осенний, ясный, утром морозный день, когда солнце уже не греет, небольшая осиновая роща вся сверкает, а берёза стоит вся золотая, как сказочное дерево. Хороши также летние туманные дни, когда вокруг невыразимо тихо. А в зимний день ходить по сугробам, дышать морозным острым воздухом и щуриться от ослепительного сверкания мягкого снега. А первые весенние дни, когда вокруг всё блестит и тает, сквозь тяжёлый пар талого снега уже пахнет согретой землёй и на проталинках поют жаворонки.
Однако — пора кончать. Весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль.
История такова:
Брудастый Демеитнй Варламович (Органчик) - глуповс-кий градоначальник. При первом же появлении "пересек уйму ямщиков" и ошеломил представлявшихся ему чиновников воз-гласом: "Не потерплю! " Ограничиваясь и в дальнейшем повто-рением этой единственной фразы, он поверг всех в ужас. Зага-дочность поведения Брудастого нашла неожиданное объясне-ние: у пего в голове был органчик исполнять "не-трудные музыкальные пьесы" - "Раззорю! " и "Не потерплю! ". Отвечая на упреки в "преувеличении", Щедрин писал: "Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наи-грывавший романсы: "Не потерплю! " и "РаззорюГ, а в том, что есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет? " Глуповцы - обитатели города, образ которого впервые по-явился в начале 1860-х гг. в очерках писателя Тлупов и глу-повцы" и Тлуповское распутство", запрещенных цензурой. Глу-повцы, как пояснил Щедрин в полемике с критиками книги, - это "народ исторический", то есть реальный, не идеализирован-ный, "люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что при-родные их свойства обросли массой наносных атомов.. .Поэто-му о действительных "свойствах" и речи нет, а есть.. .только о наносных атомах". Эти "атомы" - пассивность, невежество, "на-чальстволюбие", забитость, легковерие к вспыш-кам слепой ярости и жестокости - изображены сатириком в крайне гиперболизированном виде. Глуповец - "человек, ко-торому с изумительным постоянством долбят голову и кото-рый, разумеется, не может прийти к другому результату, кроме ошеломления". Проявление же иных "свойств" имеет для их об-ладателей самые трагические последствия. Судьбы Ионки Ко-зыря, автора книги "Письма к другу о водворении на земле доб-родетели", дворянского сына Ивашки Фарафонтьева, который был посажен на цепь и "умре" за "хульные слова", что "всем-де людям в еде равная потреба.. .и кто-де ест много, пускай делит-ся с тем, кто ест мало", учителя Липкина и других "вольнодум-цев" составляют глуповский "либеральный мартиролог".