Н. В. Гоголь - писатель-моралист, в прозе которого "видимый миру смех" часто стоит бок о бок с "незримыми слезами". Одним из таких произведений, сочетающих сатиру и бок от осознанию горькой правды жизни, является поэма "Мёртвые души", замысел которой был подсказан Гоголю Пушкиным. Автор рассказывает о путешествии приобретателя-авантюриста Чичикова, в процессе которого герой сталкивается с различными помещиками. Подобная композиция поэмы отражает представление Гоголя о возможных степенях деградации человека. Каждый из помещиков имеет свои особенные черты характера, формирующие образ российского дворянина первой половины 19 века. Первым на пути Чичикова по скупке мёртвых душ встаёт Манилов. Его говорящая фамилия, образованная от глагола "заманить", указывает на склонность героя к беспочвенной мечтательности (размышляя о ценности дружбы Манилов предлагает Чичикову, к которому уже успел привязаться жить по соседству в атмосфере братской любви и преданности).
Мальчик Алёша, не старше десяти лет, обучался в пансионе в Санкт-Петербурге примерно в 1790-х годах. Его родители жили далеко, и в каникулы он оставался в пансионе. В свободное время он часто кормил куриц, содержащихся при кухне, и особенно выделял черную хохлатую Чернуху. Однажды кухарка Тринушка решила зарезать её для обеда, но Алеша упросил её не делать этого, подарив ей золотой империал, его единственную драгоценность. Ночью мальчик услышал, как его зовет Чернуха, и удивился, что курица умеет говорить. Та позвала его за собой, и, в итоге, привела Алёшу в подземное царство, где жили маленькие человечки ростом с пол-аршина [3]. Его встретил король и вынес благодарность за своего главного министра. Оказалось, что курица Чернуха на самом деле — министр подземного царства. Алёша попросил за услугу всегда знать урок, ничего не изучая, и король подарил ему конопляное зернышко, хотя и был недоволен леностью мальчика. Условием король поставил никому не говорить о виденном под землей, и министр потом объяснил Алёше, что по обычаям подземных жителей те должны покинуть земли, где живут, если человек, узнавший о них, будет этим хвастать. Подарок короля оказался действенным, и Алёша стал показывать феноменальные Сначала ему было неловко, но потом он привык и загордился. Но однажды он потерял семечко, а с ним отвечать. Его строго наказали, считая не капризом, но Чернушка вернулась и возвратила ему потерянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. Алёша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. Алёша от страха перед розгами забыл запрет короля, и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель счёл это выдумками и всё-таки высек мальчика. Ночью того дня к Алёше явился министр подземного царства, и рассказал мальчику, что из-за его проступка народу подземных жителей приходится покидать насиженное место, а сам министр осужден королём носить золотые кандалы, какие Алеша с ужасом увидел на его руках. Они со слезами простились навсегда. Алёша, пробыв в сильной горячке шесть недель, снова стал прилежным и добрым мальчиком, хотя и утратил волшебные
Н. В. Гоголь - писатель-моралист, в прозе которого "видимый миру смех" часто стоит бок о бок с "незримыми слезами". Одним из таких произведений, сочетающих сатиру и бок от осознанию горькой правды жизни, является поэма "Мёртвые души", замысел которой был подсказан Гоголю Пушкиным. Автор рассказывает о путешествии приобретателя-авантюриста Чичикова, в процессе которого герой сталкивается с различными помещиками. Подобная композиция поэмы отражает представление Гоголя о возможных степенях деградации человека. Каждый из помещиков имеет свои особенные черты характера, формирующие образ российского дворянина первой половины 19 века. Первым на пути Чичикова по скупке мёртвых душ встаёт Манилов. Его говорящая фамилия, образованная от глагола "заманить", указывает на склонность героя к беспочвенной мечтательности (размышляя о ценности дружбы Манилов предлагает Чичикову, к которому уже успел привязаться жить по соседству в атмосфере братской любви и преданности).