Написанный в 1832 году, роман а.с. пушкина «дубровский» раскрывает нам жизнь дворянства начала 19 века. в основе произведения лежит взаимоотношения двух семей – дубровских и троекуровых. главный герой произведения – владимир андреевич дубровский. это молодой человек, сын хозяина поместья кистеневка. молодой человек воспитывался в кадетском корпусе и на момент начала повести служил в гвардейском полку в петербурге. владимира можно назвать юношей, отец ни в чем ему не отказывал, снабжал, как мог, всеми возможными средствами. молодой человек не привык себе ни в чем отказывать, он вел разгульный образ жизни, кутил и мечтал о богатой невесте. его жизнь текла легко и весело, пока не пришло известие о плохом самочувствие его отца и плачевном состоянии всего поместья, которое вот-вот перейдет в руки соседу. нужно отдать должное владимиру, не смотря на то, что сначала он напоминает простого повесу, гуляку, на самом деле это оказался добрый, отзывчивый человек. он мгновенно выезжает в родную кистеневку. оказалось, что андрей гаврилович, отец владимира, заболел от переживаний. он поссорился со своим соседом кирилой петровичем троекуровым. причина ссоры глупая. оба приятеля любили охотиться. но андрей петрович не мог себе позволить содержать настолько прекрасной псарни, какая была у его соседа. и как-то дубровский завистливо обронил: «…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». на эту фразу обиделся псарь троекурова. он ответил, что есть дворяне, которые могут позавидовать житью собак его хозяина. из-за этого возникла серьезная ссора. после нее началось судебное разбирательство. и именно из-за этой судебной тяжбы андрей гаврилович серьезно заболел. когда владимир приехал в кистеневку, он увидел, что его отцу становится все хуже и хуже. после одной из встреч с кирилой петровичем дубровский старший не выдерживает, с ним случается удар и он умирает. после этого момента владимир начинает считать троекурова своим кровным врагом. а кирилу петровича не остановила смерть его соседа (а когда-то и приятеля), и он продолжает судебную тяжбу. к тому же троекуров плохо относится к сыну дубровского старшего. в итоге кистеневку со всеми людьми во владение троекурову. дубровский проводит последний вечер в некогда своем имении. он печален. ему грустно и одиноко от смерти родителя, от потери родового поместья. автор часто говорит о том, что молодому дубровскому не хватало тепла, уюта. в последний вечер дома он стал перебирать отцовские бумаги. так в его руки попали письма его покойной матери. владимир зачитывается ими, он будто окунается в ту атмосферу нежности и тепла, которой ему так не хватало многие годы. он настолько увлекается этими письмами, своими ощущениями, что забывает про все на свете. владимиру становится невыносима мысль, что дом его предков может достаться его врагу. он принимает решение сжечь дом, чтобы троекурову ничего не досталось. владимир человек не злой, поэтому он не желает жертв. он хочет оставить все двери открытыми, чтобы у людей была возможность убежать из горящего здания. но крепостной архип нарушает волю барина, и огне сгорают приказные.
Нужны ли нам сочувствие и сострадание в повседневной жизни? чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала задаться вопросом: а хотим ли мы жить в обществе? или нам проще быть в одиночестве, жить как робинзон крузо на далеком острове, оторванными от людей. не испытывая сострадания к людям, в нем, не сочувствуя их горю, мы пытаемся мысленно встать на несколько ступеней выше. ограждая себя от чужой боли, мы возводим стену между собой и другими люди, пытаясь казаться лучше них. мы стараемся закрывать глаза на чужую беду, наивно полагая, что нас подобное никогда не коснется. если на миг представить, что на месте бездомного нищего, который живет возле твоего дома и каждый день просит у прохожих деньги, можешь завтра оказаться ты… невозможно, подумаете вы. такого не будет никогда. а вдруг… наша жизнь так быстротечна и изменчива, что никогда не стоит говорить наверняка о том, что случится с тобой завтра. сегодня ты прошел мимо нищего, брезгливо и зажав в кармане десятку, а завтра на тебя будут смотреть с отвращением твои же недавние соседи. не испытывая сострадания к другим людям, не имея желания им, мы возводим в нашей душе каменную стену, которая в один прекрасный миг превратит нас в бездушную статую, некогда называвшуюся человеком. общество вымрет, оставив после себя каменные, непроходимые джунгли. и если в наших силах сделать так, чтобы человечество на земле продолжалось, то не стоит пренебрегать такими поистине человеческими качествами, как сочувствие и сострадание.